Кем был Человек в железной маске

Человек в железной маскеТайна, которой был окутан этот знаменитый французский заключенный, на протяжении многих столетий будоражила умы многих историков, писателей и общественных деятелей. Архивы, в которых содержатся письма и различная документация, касающаяся истории этой тайной персоны, в изобилии можно найти во многих французских библиотеках и музеях, не говоря уже об огромном множестве романов и повестей, написанных за эти долгие годы. Тем не менее, несмотря на казалось бы довольно большое количество информации, личность этой таинственной фигуры оставалась загадкой, вплоть до начала Первой Мировой войны. В данной статье описываются мифы, достоверные факты и атмосфера романтизма, окружающие “Человека в железной маске”.

Первый официальный отчет об этом заключенным был написан комендантом главной башни крепости Пиньероле (Пигнерол), Бенинь Д`Овернь де Сен-Маром. В то время, январь 1665 – апрель 1681 г.г., под контролем Сен-Мара находились пятеро осужденных, один из которых предположительно (опираясь на данные, предоставленные немецким историком доктором Вильгельмом Броекингом) и был пресловутым “Человеком в железной маске”. Тогда Сен-Мар вряд ли догадывался о том, каким знаменитым станет его узник.

Сен-Мар был переведен в Эксиллес, где прослужил на посту губернатора с 1681 по 1687 год (заключенный в маске не был в Эксиллес), перед тем как быть назначенным губернатором французских островов Сент-Маргарет и Санкт-Гонорат (сегодня он называется Па-де-Леринс и располагается у Каннского побережья на Французской Ривьере). Заключенный в маске был переведен вместе с Сен-Маром в Бастилию, где и удерживался вплоть до своей кончины 19 ноября 1703 года, около 10 часов вечера.

Смерть пленника была внезапной и неожиданной, настолько быстрой, что тюремный священник даже не успел выполнить последний обряд. В реестр умерших заключенный был вписан под именем некоего господина Марчиэля, а его погребение обошлось тюрьме в 40 ливров (старых фунтов). Оригинальное свидетельство о смерти узника в маске находилось в городской ратуше Парижа вплоть до 1871 года, когда и оно и здание было разрушено пожаром. Местом последнего захоронения «Человека в маске» принято считать кладбище Святого Петра в Париже.

После смерти “Человека в железной маске” интерес общественности к этой таинственной персоне достиг просто эпических высот. Историй, одна чуднее другой, появлялось с каждым днем все больше, и масла в огонь подливали как писатели, беседовавшие с заключенными в Бастилии, так и люди, занимающие довольно высокие должности. Именно в это время легенда «пустила корни» и многие воспринимают простые рассказы за достоверную историю.

Народ Парижа до сих пор считает, что заключенным в маске был никто иной, как брат-близнец короля того времени Людовика XIV, которого монарх посадил в тюрьму, так как считал прямой угрозой трону. Его держали в маске (наверняка под угрозой смерти) для того чтобы скрыть ото всех его истинный облик. Были и другие «повороты» в отношении личности заключенного: некоторые считали, что он был младшим либо старшим братом короля Людовика, другие полагали, что правящий Людовик является лже-королем, а заключенный – это истинный монарх. Также, значительно обсуждался вопрос, кто же был отцом пленника – выдвигались предположения, что им могли быть герцог Букингемский, некий монах по имени Фиакр, Людовик XIII и кардинал Мазарини. Большинство считает, что его матерью была никто иная, как королева Анна Австрийская, супруга Людовика XIII.

Однако, не все считали, что узник был королевской крови – к таким людям, в частности, относилась и княгиня Елизавета Шарлота Орлеанская. В своих письмах она предполагала, что под маской скрывался некий английский лорд, который был заключен в тюрьму за участие в восстании с герцогом Бервиком против английского короля Вильгельма.

Писатели, включая Вольтера, способствовали появлению множества мифов связанных с узником, в частности, путем написания, что человек в маске пытался общаться с внешним миром и назвать свое истинное имя, начертав его на серебряной тарелке, выброшенной через окно в реку, протекающую возле Бастилии.

Эта и подобные ей истории предполагают, что пленник получил от тюремного начальства особые привилегии, которые, в частности, лично выполнял губернатор Сен-Мар. Кроме того, в общественности было широко распространено мнение о том, что сотрудники тюрьмы относились к узнику с особым уважением – ждали, когда тот пригласит их на разговор, обеспечивали прекрасным бельем, специальным питанием и дорогими книгами. Много мифов было создано на основе предполагаемой любви узника к тонкому постельному белью – это якобы являлось «доказательством» его причастности к королевской знати.

Последний поток сплетен, которые актуальны и сегодня, касающихся известного пленника, были напрямую связаны с его маской. Многие считают, что она была сделана их металла, пленник постоянно носил ее на голове и в ней имелись всего лишь несколько отверстий, в частности, у рта, дабы человек мог поесть. Однако, ни капли правды в этих историях нет, так как официальные документы говорят о том, что маска узника была изготовлена из черного бархата.

То, что пленник имел особые привилегии, также оспаривается. Данные указывают, что когда узник впервые приехал в Бастилию, офицеры снабдили его комнатой. Это говорит о том, что он не был богат, так как в то время всем заключенным выдавали собственные комнаты.

Отношение пленника к королевской знати также находится под вопросом, так как он не имел своей собственной комнаты за все время пребывания в Бастилии, а скорее всего в 1701 году, когда тюрьма оказалась переполненной, вынужден был делить ее с двумя другими заключенными (Рикарвиллем, попавшим в тюрьму за то, что в пьяном виде критиковал правительство, и Тирмоном – слугой, которого обвиняли в использовании “черной магии” для соблазнения девушки).

Если бы правительство хотело сохранить личность узника в тайне и не дать ему общаться с другими заключенными, логичнее было бы держать его в отдельной камере одного. Также, не существует весомых доказательств того, что узник носил маску в своей камере (особенно, если учесть еще тот факт, что она была фиксированной и изготовленной из железа), так как такой ритуал сокрытия личности в семнадцатом веке был распространен только в Италии. На самом деле в то время, как знаменитый заключенный пребывал в Бастилии, там находились еще двое узников в масках.

В Па-де Леринс и Каннах существует другая легенда, касающаяся узника в маске. Там люди и по сей день верят в то, что «Человек в железной маске» был братом Людовика XIV и законным королем Франции. Также, люди верят в то, что ему (узнику) удалось сбежать по веревке с острова Сент-Маргарет глухой ночью и встретиться на берегу Канн с соратниками. Согласно этой легенде, оттуда он поехал на белом коне в Париж, где и был убит в засаде.

Тем не менее, факты, тщательные исследования и дедуктивное рассуждение привели доктора Броекинга к выводу, что заключенным в маске, вероятнее всего, был итальянец Антонио Эрколе Маттиоли, родившийся 1 декабря 1640 года в Болонье. Маттиоли, благодаря своей проницательности и уму, стал государственным секретарем герцога Мантуи, провинции Италии. Он также был удостоен звания сенатора приемником герцога Фердинанда Карла IV – который имел наследный графский титул. Маттиоли стал могущественным и богатым, но его недобросовестный договор продажи, подписанный Лудовиком XIV от Франции и герцогом Мантуи (согласно этому договору Людовик обязался приобрести крепость Мантуя), привел к его похищению французскими солдатами и помещению в крепость Пеньероло за государственную измену. Герцог Матуи отказался от него и Маттиоло, которому было дано вымышленное имя Лестанг, держали в маске для его же собственной защиты.

Следует отметить, что “Человек в железной маске” был погребен под именем Марчиэль – это, возможно, являлось неправильно написанное по-французски его настоящее имя.

В заключении хочется сказать о том, что история «Человека в железной маске» буквально захватила воображение всего мира. Конечно же, заманчиво думать о том, что узник действительно являлся братом короля Людовика XIV, но факты свидетельствуют о противоположном – вероятно он являлся богатым итальянским графом. Независимо от того, правдивой ли была история об узнике в маске, возможно именно она вызвала недоверие французов к династии Бурбонов, и способствовала французской революции.

Даже Наполеона народная молва не обошла стороной – некоторые утверждали, что он был прямым потомком узника в маске и, следовательно, имел божественное право свергнуть монархию. Мифы, окружающие «Человека в железной маске» живут сегодня в кино, книгах, пьесах и стихах, а его слава во многом превзошла исторические факты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *