Август Хорьх и Audi

AudiИстория создания компании Audi тесно связана с именем Августа Хорьха, талантливого инженера-конструктора и одного из пионеров немецкой и мировой автомобильной промышленности.

Август Хорьх родился 12 октября 1868 года в Германии в небольшом городе Винненден. Семья не была богата, его отец был кузнецом. Он отнюдь не считал образование своих детей первоочередной необходимостью. В тринадцать лет со школой было покончено, и Август стал помогать отцу в кузнице. Кузнечное ремесло не вдохновляло Августа, через три года он ушел из дома и устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге.

В молодости Август Хорьх сменил четыре или пять мест работы. В возрасте 20-ти лет, в 1888 году, Хорьх поступил в саксонское инженерное училище (техникум) в городе Митвайда, и после его окончания поступил сначала на работу на литейный завод в Ростоке, а затем в проектный отдел судостроительной компании в Лейпциге. Здесь судьба его впервые сводит с двигателями внутреннего сгорания, которые Германии и в частности этому заводу были необходимы для создания торпедных катеров как нового класса военных судов того времени.

В 1896 году произошло событие, которое, в конце концов, перевернуло всю его жизнь. Он впервые попал на мотогонки и с вожделением и завистью смотрел, как гоняются мотоциклы. После этого он подошел поговорить к техникам, занимавшимися этими аппаратами, которые были мало похожи на те, что мы видим сегодня. И здесь у Хорьха родилось желание попасть в одну из компаний, чьи мотоциклы были представлены на этих соревнованиях.

И Август Хорьх просто написал письмо Карлу Бенцу (изобретателю автомобиля), где просил принять его на работу в компанию “Benz & Cie”. Хорьх даже не думал, что это написание письма чем-то закончится, но через несколько дней он получил письмо и следом телеграмму с просьбой явиться к самому Бенцу, предстать перед ним и начать работу.

Но в компании “Benz & Cie” его ждало разочарование. Карл Бенц поручил ему заниматься двигателями внутреннего сгорания, но теми, которые стоят стационарно (генераторы и т.п.), а Август Хорьх хотел заниматься автомобилями. Но Бенц был непреклонен.

Однако это нисколько не убедило Хорьха, и уже в первый день он пробрался в лабораторию, где разрабатывались автомобили. Это не было огромным ангаром, а просто несколько не больших сарайчиков, но на входе стоял верзила-охранник. Он сказал Хорьху, что туда входить могут только люди с особым доступом. Но Хорьх не растерялся и убедил охранника, что он личный помощник Карла Бенца.

Хорьх вошел в лабораторию, начал все разглядывать, беседовать с инженерами. Вдруг в какой-то момент все умолкли и Хорьх, обернувшись, увидел, что перед ним стоит Карл Бенц. “Какого дьявола Вы здесь околачиваетесь? – вспыхнул Бенц – Тебе нечем заняться? Почему без моего разрешения?. Это был полный разнос с запретом появляться в лаборатории.

Хорьх на время забросил эту идею и не рисковал даже пройти мимо этих сарайчиков, где разрабатывались автомобили. Но, в конце концов, через четыре месяца его успехи на поприще создания стационарных двигателей внутреннего сгорания привели к тому, что Бенц пригласил его заниматься автомобилями. Август Хорьх наконец начинает заниматься тем, что ему интересно. Спустя некоторое время он возглавил отдел конструирования автомобилей.

Бенц не обращал много внимания на качество своих первых автомобилей, но требовал повышения их надежности. В сою очередь Хорьх настаивал, чтобы развитие автомобилестроения двигалось в сторону повышения мощности автомобилей и их скорости. И здесь у них произошел первый конфликт. Хорьх утверждал, что нужно повышать мощность, создавать новые двигатели, работать с трансмиссией, Бенц говорил – Нет, давайте доработаем то, что у нас есть, сделаем это надежным и будем зарабатывать на том, что мы уже умеем производить.

Хорьху помог один из совладельцев компании Бенца Юлиус Ганс. Он взял ответственность на себя и дал добро на создание новых двигателей для автомобилей Бенца. Первый же двигатель, созданный Хорьхом, показал невероятный по тому времени результат: автомобиль с новым двигателем обогнал поезд.

В конце концов, Хорьх вырос до человека, которому стало тесно уживаться с великим конструктором и изобретателем автомобиля, и он понял, что он может создать свою собственную компанию. Постоянные конфликты привели к тому, что нашел инвестора (человека, который дает ему деньги) и ушел от Бенца. Бенц чуть ли не на коленях умолял его остаться, т.к. понимал, что молодой и перспективный инженер может вдохнуть жизнь в его детище, но Хорьх отказался.

В 1899 году Август Хорьх создал компанию “A. Horch & Cie” со штатом в 11 человек. В первое время они занимались только ремонтом чужих автомобилей. Но уже через год появился первый автомобиль с расположенным спереди двухцилиндровым двигателем мощностью 4-5 л. с. Привод на задние колеса осуществлялся при помощи архаичной ременной передачи.

Через несколько месяцев они выкатили свою вторую машину. Это был первый в Германии автомобиль с карданной передачей, с алюминиевым картером двигателя и коробкой передач с шестернями из высоколегированной стали. Для создания двухцилиндрового двигателя, мощностью 10-12 л.с., был привлечен талантливый инженер Фриц Зайдель. От заказчиков не было отбоя, количество сотрудников компании возросло до девяноста человек.

Спустя 2 года, в 1902 г., Хорьх перевел фирму сначала в Райхенбах, а спустя еще два года – в Цвиккау. Фирма превратилась в акционерное общество с уставным капиталом в 140 тысяч марок – очень внушительная сумма по тем временам.

Главной целью жизни на тот момент Август Хорьх поставил зарабатывание денег. В 1909 г. Оборот компании составлял более полумиллиона марок. На предприятии была введена жесткая система штрафов. Опоздавшего на 15 минут штрафовали на 25 пфеннигов, получасовое опоздание тянуло на все 40. Рабочая смена длилась более 10-ти часов.

В 1906 году была представлена новая роскошная шестицилиндровая модель (60 л.с.). Первым покупателем этого автомобиля стал султан острова Ява. Пользовался популярностью и Horch Z с 22-сильным двигателем – было продано 307 экземпляров.

Прекрасно понимая, что нужно каким-то образом пропагандировать и рекламировать свои автомобили, стимулируя продажи, и желая поднять престиж своей марки, Хорьх стал принимать участие в гонках. И эдесь произошло непредвиденное. Была создана новая модель Horch ZD с 40-сильным 5,8-литровым двигателем, снабженная легким кузовом и выставлена на престижные гонки.

Гонку он проиграл, продажи начали падать, и это вселило раскол в отношения Хорьха с акционерами. Причиной стало не столько поражение в гонках, сколько выдвинутая конструктором идея создания несущего кузова и применение новых материалов. Упрямый и неуживчивый Хорьх и слышать не хотел ни о каких компромиссах. В конце концов, его выгоняют из компании и выплачивают ему отступные в 25 тысяч марок, в то время как гоночный Horch ZD стоил 15 тысяч. То есть, его оставили ни с чем.

Никуда не уезжая из города Цвиккау, месяц спустя Хорьх основал новую компанию с почти таким же названием – August Horch Automobilwerke GmbH. Существование двух фирм с похожими названиями, да еще на одной улице было неприемлемо для владельцев прежней компании Хорьха. Началась судебная тяжба, которую Хорьх проиграл. Суд обязал его изменить название своей новой компании.

Устами младенца глаголит истина. В одном из затянувшихся обсуждений Хорьха со своим коллегой и партнером по поводу нового названия фирмы десятилетний сын компаньона, учивший латынь и уставший от криков и споров взрослых, громко произнес: “Audiatur et altera pars!” – “Выслушайте и другую сторону!”. И тут коллега Хорьха сообразил, что horch на немецком означает то же, что и audi на латыни – “слушай”. Новая фирма была зарегистрирована под именем Audi Automobilwerke GmbH. Компания “Horgh” продолжала существовать в том виде, в котором ее оставил Август Хорьх.

До начала Первой мировой войны Хорьх в главным образом занимался разработкой новых автомобилей. Особенно запомнилась модель Audi C 14-35, мощностью 35л.с., получившая прозвище “Alpensieger” (Покоритель Альп). Эта машина выиграла многодневные гоночные соревнования в Австрийских Альпах, прообраз современных ралли. В 1913 и 1914 годах те же автомобили принесли фирме победы в командном зачете, причем в последней довоенной гонке сразу пять Audi пришли к финишу с чистыми зачетными листами.

Но с началом Первой мировой войны он начинает постепенно отходить от конструирования автомобилей. Ему начинает нравиться быть чиновником и Август Хорьх буквально коллекционирует должности в различных государственных и окологосударственных структурах. После войны он окончательно отошел от дел компании и переехал в Берлин. Терпению акционеров Audi наконец пришел конец и решением собрания Хорьха отстранили от руководства компанией, оставив ему лишь членство в наблюдательном совете.

Экономический кризис начала 30-х годов привел к тому, что упал интерес к автомобилям. В 1932 году четыре немецкие автостроительные компании – Audi, Horch, DKW и Wanderer – объединились в концерн Auto Union, ставший вторым автоконцерном Германии. Отсюда появилась эмблема из четырех колец, где каждое кольцо символизировало одного из четырех производителей. Самого Августа Хорьха назначили председателем членом наблюдательного совета концерна. Он вновь “с неописуемым волнением” и слезами на глазах вошел в ворота завода, носившего его имя Horch и откуда его в свое время выгнали.

Под чисто формальным руководством Хорьха в 30-х годах концерн выпускал широкую гамму моделей, каждой из четырех марок был выделен отдельный рыночный сегмент. Занимая сразу несколько важных должностей в правительстве нацисткой Германии, Хорьх все же так и не вступил в нацистскую партию, что позволило ему избежать каких-либо преследований после войны.

Незадолго до окончания войны Хорьх постепенно уходит со всех должностей. Он умер в неизвестности, всеми забытый в 1951 году в возрасте 83 лет.

В 1965 году Audi стала частью концерна Volkswagen. В 1985 г компания сменила имя с Audi NSU Auto Union AG на AUDI AG. В 1993 году была образована Audi Group, куда вошли венгерское и бразильское подразделения и были поглощены некоторые автопроизводители. Современные Audi имеют широкий модельный ряд и прекрасную репутацию во всем мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *