Дело Яна Гуса

В 1915 голу на Староместской площади Праги заботливые потомки установили памятник Яну Гусу, своему национальному герою и его последующим единомышленникам, чья жизнь послужила ярким примером самоотречения ради сохранения национальных интересов своего государства. Дело было в XV веке и ещё несколько веков разносилось эхом по средневековым чешским городам.

К началу XV века давно ушло в историю правление рода Пржемысловичей, первой и единственной чешской династии, правящей Чехией с момента основания государства. В результате династических браков чешский трон, по сути, стал принадлежать иноземцам. Для Европы событие привычное, но вместе с иноземными королями пришла чужая знать и чужие законы. Среди коренного населения постепенно зреет недовольство засильем иностранцев. Ещё немного и вспыхнет пламя народного восстания. Так и случились в Чехии гуситские войны, направленные не столько против инквизиции, сколько за восстановление национального самосознания, где вместе с чернью сражалась и знать.

Искрой, зажегшей костер народного движения, послужил инициированный церковью судебный процесс по делу Яна Гуса. В этом костре пылала страна, и погибло много людей. Давно это было, и, в общем-то, результата никакого не имело. Как и любая война, принесла только разорение. А начиналось все вот так.

К началу XV века в Европе уже три десятилетия длился раскол церкви. Единое в убеждении верховенства папы, духовенство не может договориться о месте расположения священного престола: на священный престол претендуют сразу два города – Рим и Авиньон. На призыв светской власти прекратить раскол, на конец-то, в Пизе собирается церковный собор, который низложил двух пап и избрал третьего, Александра V. Понтификат папы длился всего несколько месяцев. Вскоре, священный престол занял Иоанн XXIII, отравивший, по слухам, Александра V. Иоанн XXIII инициировал судебное разбирательство над Яном Гусом.

В это время чешский ученый Ян Гус ведет активные проповеди против немецкого засилья в чешских городах, в том числе в Пражском (Карловом) университете, который Ян Гус некоторое время возглавлял (с 1402 года по 1403 год, с 1409 года по 1410 год). Одновременно с отстаиванием национальных интересов, Ян Гус в своих проповедях обличает пороки церкви и призывает отказаться от взимания платы за таинства, за что получил от Иоанна XXIII отлучение от церкви. Ко всему прочему, проповеди чешского ученого получили широкое распространение даже за пределами Чехии. Правитель Чехии, Вацлав IV, находившийся в конфликте с духовенством, оказывает Яну Гусу всяческую поддержку. В результате этой необъявленной войны, Иоанн XXIII запретил проводить в Праге богослужение и совершать церковные обряды (наложил интердикт).

Для предотвращения окончательного раскола церкви, по настоянию европейских монархов и, особенно германского императора, в Констанце в 1414 году снова созывается церковный собор. С многовластием пап было покончено, были низложены все на тот момент существующие папы. Иоанн XXIII из Констанцы бежал, так как собор признал в нем закоренелого грешника, наградив не лестными эпитетами его личность. Единодушный в оценке Иоанна, собор также проявил завидное единодушие к проповедям Яна Гуса, усмотрев в них явную угрозу для церкви.

Собор призвал Гуса в Констанц. Заручившись охранной грамотой немецкого императора, Ян Гус отправился в Констанц, где был немедленно схвачен по прибытии в город. Немецкий император не захотел ссориться с руководителями собора и, по сути, предал Яна Гуса. Гус был помещен в тюрьму. Невыносимые условия содержания, ведения допросов, постоянные требования инквизиторов об отказе от собственных убеждений не сломили волю Яна Гуса. Ко всем прочим обвинениям, Яну Гусу вменялся в вину конфликт с папой Иоанном XXIII. Мошенник, убийца и растлитель Иоанн XXIII неожиданно превратился в законноизбранного, но низложенного, папу.

Процесс по делу Яна Гуса начался в начале лета 1415 года, а 6 июля Яну Гусу был вынесен смертный приговор. Судили Гуса участники собора, и они же отправили его на костер. Чешский ученый Иероним Пражский, пытавшийся вступиться за Гуса, был схвачен по дороге в Констанцу, быстро осужден и также отправлен на костер.

Изложенная выше история, явилась катализатором для мощного народного движения, направленного против продажной церкви и лицемерия светской власти. Народное движение, длившееся два десятилетия, получило название гуситских войн. Движение было большой разрушительной силы, с середины XV века, можно сказать, Чехия отстраивалась заново.

Кстати, католическая церковь впоследствии, все-таки, признала обвинения в адрес Иоанна XXIII, и исключила его из ряда первосвященников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *