Средневековье: Культ Прекрасной Дамы

Культ Прекрасной Дамы

Культ Прекрасной Дамы утвердился в Европе в период “высокого” Средневековья. Его распространение способствовало формированию целого ряда общеевропейских гуманистических ценностей. Поклонение Прекрасной Даме зародилось в одной из самых богатых провинций Франции – Провансе, находившемся на юге страны и граничащим с арабо-мусульманским миром. В исламской религии в тот период особенное значение приобрело учение суфиев – философско-мистического направление, утверждавшее эмоционально-мистический путь приближения к Божественному Абсолюту.

В интерпретации суфиев любовь теряет все свои земные качества и превращается в исключительно духовное экзальтированное стремление к чистой абстракции, Всевышнему Аллаху. Весьма тесные культурные связи между арабской Испанией и Провансом способствовали проникновению в европейско-христианскую область учения суфиев об идеальной любви. К тому же в христианстве уже существовал на тот момент культ Девы Марии (Богородицы). В результате синтеза этих двух культурных традиций родилось уникальное явление – поклонение Прекрасной Даме.

 

В отличие от других регионов Европы, в которых в эпоху Средневековья женщина находилась в подчинении, в богатом, образованном и относительно свободном Провансе место женщины в общественной иерархии было высоким. Тут представительницы слабого пола могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом, да и в правовом отношении дамы были равны с мужчинами.

Все это благоприятствовало тому, что именно в Провансе и зародился культ Прекрасной Дамы. Поклонение Прекрасной Даме свидетельствовало о куртуазности средневекового рыцаря, то есть о его благородстве и аристократизме. Без дамы сердца рыцарь был только воином. А поклоняясь женщине, он проявлял “высокую душевную организацию”. Оказывая знаки глубокого внимания земной женщине, рыцарь, тем не менее, служил не ей, а некому абстрактному идеалу непорочности и красоты. Причем, согласно представлениям о куртуазии, рыцарь не должен был стремиться к взаимной любви.

Прекрасная Дама – недосягаемая и недоступная мечта. К перечню добродетелей рыцаря, кроме честности, щедрости, скромности, смелости, набожности, вежливости, относилась и влюбленность. Сразу же после обряда посвящения в рыцари юноша должен был выбрать себе даму сердца и получить от нее разрешение служить ей. При этом происхождение и статус дамы не имели никакого значения. Она могла быть знатной и не очень, замужней или свободной.

Служение Даме заключалось в том, что рыцарь носил на своей одежде цвета ее герба, в ее честь совершал ратные подвиги, побеждал в рыцарских турнирах, прославлял ее имя и был всегда готов выполнить любое ее желание. Так, один средневековый рыцарь утверждал, что пьет только ту воду, в которой его Дама мыла руки. Примечательно, что собственная жена рыцаря могла и не быть дамой его сердца. Средневековые поэты-певцы трубадуры воспевали в своих произведениях образ Прекрасной Дамы, женщины худой и бледной, с тонким и гибким станом, узкими бедрами, маленькой грудью, белыми волнистыми волосами и взглядом, излучающим тихую радость.

Трубадур Ричард Барбезиль был в люблен в жену Джуафре де Тонне. Но та не благоволила влюбленному. Узнав об этом, другая (наверное, менее разборчивая) дама предложила трубадуру отказаться от своей сердечной привязанности, взамен пообещав ему свою любовь. Ричард поддался искушению. Но когда он явился к новой даме сердца, та отказала ему, объяснив, что, предав однажды, он сможет предать вновь. Обескураженный мужчина решил вернуться к госпоже де Тонне. Она сначала отказалась принять его, но после смягчилась и сказала, что сможет простить при одном условии: об этом ее должны умолять, стоя на коленях, сто влюбленных пар. Условие было выполнено. Можно сказать, что культ Прекрасной Дамы – это своего рода игра в любовь, но играли в нее с полной самоотдачей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *