Влияние Византии на Россию

Influence of Byzantium on Russia

Влияние Византии на РоссиюК концу десятого века (обычно приводят дату 988 год) князь Владимир Святославич Киевский сделал христианство официальной религией своего народа, Руси. При выборе веры он должен был выбрать между двумя институциональными структурами – западной (латинской) церковью, находящейся под властью Папы Римского, и восточной (греческой) церковью, находящейся под властью Константинопольского патриарха (Византии). Хотя две церкви в то время официально не враждовали, в 1054 году произошел Великий раскол (схизма) – и с тех пор они на протяжении веков отдалялись друг от друга. Владимир выбрал византийцев, и это стало судьбоносным решением с множеством последствий. Тем не менее, характер и масштабы византийского наследия, доставшегося Руси, всегда были предметом споров.

Некоторые утверждали, что, поскольку христианство было внедрено из Византии, то образовавшуюся культуру нельзя называть просто возникшей под влиянием Византии: она была именно византийской, просто развитой в местных условиях. Другие, напротив, подчеркивают активные культурные заимствования, а именно, принятие и адаптацию некоторых элементов византийской культуры, что значительно повлияло на русскую культуру. Таков разброс мнений.

Семьсот лет после официального перехода в православие культурное самовыражение среди восточных славян Руси, а затем и Московии, было полностью ограничено праздниками и торжествами, свойственными христианству, и, следовательно, унаследованными – прямо или косвенно – из Византии. В живописи это проявилось в иконописи: это было не совсем искусство в современном смысле этого слова (как продукт творческой деятельности отдельных художников), а одухотворенное изображение, истинный и правильный образ, находящийся в соответствии со сформировавшимся образом святого. В архитектуре преобладали церкви византийского образца. Что же касается письменности, то 90 или более процентов всего, что было написано, было скопировано и переведено на русский с греческого языка.

Со временем культурная среда приобретала, конечно, некоторые национальные особенности, например, иконостас в полный рост, или ярусная крыша с луковичными куполами. В целом, однако, отсылки к византийскому искусству были очевидны, и Византия оставалась признанным авторитетом.

Таким образом, византийские духовные лица, посещая Русь, видели много знакомого в обстановке, но все же они не чувствовали себя как дома. Например, в самой Византии поддерживали традиции классической греческой системы обучения, а вот на Руси до конца семнадцатого века на это внимания не обращали. В Византии действовал большой свод законов. На Русь вместе с христианством пришло церковное (каноническое) право, но на практике оно действовало лишь частично, с учетом местных обычаев, и в то же время византийское гражданское право (возникшее на основе римского права), кажется, вообще не повлияло на русскую судебную систему. Таким образом, Русь не восприняла византийскую культуру целиком. Заимствования были частичными, избирательными, и получившаяся культура не была простой копией византийской.

Постепенное перенимание Русью византийской культуры в позднее средневековье несколько парадоксально: тогда как визуальные элементы (такие, например, как стили живописи и архитектуры) стали постепенно приобретать местный колорит, невизуальные элементы (например, идеология) постепенно проникали в официальную жизнь. В Московском государстве в шестнадцатом и семнадцатом веках развитие византийской культуры достигло максимума, и оно стало относительно единой империей во главе с самодержцем, поддерживаемым все растущим штатом чиновников.

Кроме того, после взятия Константинополя турками в 1453 году, Русь стала единственной православной империей и, следовательно, позиционировалась как преемник Византии. Это нашло отражение в нескольких аспектах: введении титула царя, учреждении должности патриарха вместо митрополита, продолжении имперской родословной московской династии от Римской империи. Не надо забывать, что Москва именовалась “третьим Римом”.

Реформы Петра Великого привели к решительному разрыву с традициями. Перенос столицы в Петербург стал радикальным шагом, демонстрирующим отказ от византийского наследия, и теперь новой моделью стала Западная Европа, будь то в архитектуре, живописи или в печати, литературе или философии. Церковь продолжала выпускать иконы и хранить древнюю веру, но она уже не была главной властительницей дум.

Все-таки, означает ли это, что византийская составляющая русской культуры целиком и полностью исчезла? Может быть, а может быть и нет. Вопрос о византийском наследии в послепетровской России периодически вызывает споры. Некоторые историки считают русский византизм пережитком прошлого, а другие полагают, что он продолжал развитие и после Петра (в русле истинно русской духовности или, наоборот, в свете самодержавной, авторитарной теократической формы правления). Это еще один пример спора, который невозможно разрешить объективными доводами – он больше идеологический, чем исторический. Тем не менее, из-за таких дебатов византийское наследие России по-прежнему живо (по крайней мере, в качестве вопроса для обсуждения) по прошествии более чем тысячи лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *