Борьба советских заводов за живучесть
Вы здесь!
Главная Страница > Войны > Борьба советских заводов за живучесть

Борьба советских заводов за живучесть

советские заводы фото вов

Гитлеровское командование пыталось разрушить наши оборонные предприятия или хотя бы нарушить ритм их работы.

В течение 1941, 1942 и первой половины 1943 года наш завод 64 раза был объектом воздушных нападений, но все это было как бы прелюдией к длившейся 17 ночей в июне 1943 года регулярной массированной воздушной атаке на завод в дни, предшествовавшие боям на Курской дуге.

1 июня 1943 года фашистское командование предприняло массированный воздушный налет сразу на три крупных промышленных центра Среднего Поволжья. Армады бомбардировщиков были брошены на большие волжские заводы.

Особенно яростным атакам с воздуха подвергался Горьковский автозавод. Однако гитлеровское командование не достигло поставленной цели. В течение трех суток противовоздушная оборона всей зоны Поволжья была резко усилена, и мощные заслоны встречали вражеские эскадрильи на дальних подступах к объектам.

В каждом производственном корпусе завода командные пункты ПВО были размещены в танках нашего же производства с рациями или в надежно защищенных укрытиях. Кроме того, танк с рацией стоял также на мосту в городе через Оку.

Несмотря на разрушения, вызванные главным образом пожарами, работа завода не не была остановлена.

В первую ночь в нескольких местах были повреждены водовозы. И под утро завод остался без воды. Это были драматически трудные часы бессилия.

Но уже в тот же день — 4 июня — на многочисленных подъездных железнодорожных путях, вдоль всех корпусов к восьми часам вечера Заботами обкома партии и управления Горьковской железной дороги были поставлены целые составы железнодорожных цистерн, наполненных водой.

На рассвете эти пожарные составы с цистернами уходили, чтобы не мешать восстановительным и производственным работам, а к сумеркам возвращались назад. Так было и каждый последующий день, пока не восстановили полностью водопроводную магистральную сеть.

Прямых попаданий в оборудование было сравнительно немного. Больше было попаданий осколков бомб, разрывавшихся внутри корпусов. Но к этим осколкам многие станки и особенно прессы и молоты в большинстве случаев «относились», как слоны к укусам комаров.

В последующие военные годы мы с уважением глядели на этих ветеранов с дырками и «оспинками» на станинах.

С первого же дня ожесточенной массированной бомбардировки, вернее, с первой ночи сопротивляемость коллектива завода заметно повысилась. Люди умело восстанавливали разрушения, быстро гасили очаги пожаров.

Но главное было в том, что завод продолжал работать. Однако только днем. Работать ночью в цехах без крыш, которые были сорваны взрывами, и без освещения, поврежденного бомбежками, было невозможно. К тому же горячие цехи — кузнечные, литейные, термические, — с пылающими печами, с расплавленным или раскаленным металлом, демаскировали завод с расстояния многих километров.

Поэтому на третий день бомбежки автозаводцы стали работать по новым графикам в горячих и некоторых холодных цехах. Первая смена начинала работу с рассветом, а вторая уходила домой с наступлением темноты, ночью оставались лишь дежурные бригады.

советские заводы фото вов

Получались две смены примерно по 9—10 часов. Благо, что ночи летом короткие. Правда, иногда мешали работать дожди, но время было теплое, а все электромоторы и распределительные устройства у станков быстро закрыли жестяными кожухами.

Ровно через 100 дней после первого большого июньского налета завод рапортовал Центральному Комитету и правительству о завершении всех работ по ликвидации последствий бомбардировки, восстановлении зданий и перекрытии их новыми крышами, о выполнении восстановительного ремонта станков, пострадавших в зоне интенсивных пожаров.

В те же дни горячего лета 1943 года был решен ряд больших вопросов по приведению цехов завода в соответствие с новыми военными и послевоенными задачами. Родилась замечательная скоростная организация монтажа и перемонтажа оборудования. В течение суток, помню, технологи завода во главе с инженерами Сергеем Батановым, Михаилом Веселовым, Ильей Обуховым, Кожинским разработали оригинальную планировку механосборочного корпуса. 1230 тяжелых станков были ввезены в корпус, установлены и подключены за 36 часов.

Даже для Горьковского автозавода, не раз решавшего крупнейшие инженерные проблемы, это была небывалая, почти фантастическая операция, блестяще осуществленная старшим мастером монтажного цеха завода Дмитрием Терентьевичем Пушкаревым и его коллективом.

Добавить комментарий

Top