Великое изобретение транспорта

Дата публикации:

Автор:

Раздел сайта:

- Реклама -

С ростом военной техники было связано и развитие способов передвижения. Однако в еще большей степени оно стимулировалось расширением торговли.

Торговые отношения и военные походы во многом зависели от наличия дорог. Сделав путь проходимым, люди при передвижении экономили время и, главное, физические силы, делали более доступными источники воды и склады с запасами пищи. Все это в некоторой мере обеспечивало безопасность путешествий.

Уже в древнейшие времена при сооружении дорог вынуждены были устраивать мосты через пропасти и реки. В период рабовладельческого строя строительство дорог принимает большие размеры. Вначале по этим дорогам люди двигались пешком, но, приручив животных, они стали их использовать для перевозки и тяжестей, а несколько позже и для верховой езды.

Изобретение колеса и повозки

Следует отметить, что открытие вращательного движения произошло у различных народов в разное время. Оно сопровождалось постепенным изобретением многочисленных технических приспособлений и открытием новых путей использования вращательного движения (катки, скаты и т. п.). Но только изобретение колеса позволило коренным образом изменить способы передвижения по суше.

Крупнейшим достижением явилось создание повозки с колесами, которая впервые стала применяться с 4 тысячелетия до н. э. в Мохенджо-Даро (Индия).

- Реклама -

При переходе к скотоводству и земледелию, когда систематические передвижения стали необходимыми для смены пастбищ, а домашний инвентарь был уже более сложным, потребовалось создание специального приспособления для перевозки грузов. В результате примитивная волокуша была заменена повозкой.

Появление повозки, оснащенной колесами со ступицей

Сначала колесо наглухо укреплялось на подвижной оси. Затем было изобретено колесо со ступицей (II тыс. до н.э.), насаживающейся на неподвижную ось, что явилось крупным шагом вперед в развитии способов передвижения. В этом случае оба колеса вращались независимо одно от другого и поэтому при поворотах не возникало скольжения.

Стремясь уменьшить вес повозки, стали вместо сплошных деревянных колес изготовлять колеса со спицами. В дальнейшем появились металлические оси и колеса.

Передвижение по воде в древности

Еще в первобытный период стало понятно, что легче всего передвигаться по воде. На тяжелых, неуклюжих плотах, сделанных из случайно упавших в воду стволов деревьев, было легко спускаться вниз по реке. На легких плотах, отталкиваясь шестом, можно было двигаться и против течения.

Много позднее люди научились выжигать, а затем и выдалбливать стволы деревьев и делать из них простейшие лодки.

Особенно сильно морское дело стало развиваться в рабовладельческом обществе.

Расширение мореплавания было тесно связано с ростом техники. В древних странах Востока мореплавание было почти исключительно каботажным, люди плавали в основном вдоль берегов или от острова к острову. Однако крупные греческие суда уже отваживаются пускаться в открытое море.

Путешествие Пития

- Реклама -

В 325—320 годах до н.э. было совершено путешествие греком Питием (Пифей из Массилии). Он решил проникнуть на Север с целью приобретения олова и янтаря. Питий прошел за Геркулесовы столбы (Гибралтар), достиг Британии, обогнул ее, приблизился к устью Эльбы и исследовал берега Норвегии вплоть до Полярного круга. Льды и туманы помешали ему плыть дальше, и он вынужден был вернуться.

Морская инфраструктура в древние времена

Значительно улучшаются пристани, гавани, появляются маяки, например, известный маяк в Александрии.

Большие изменения произошли и в морском флоте. Основным типом греческого боевого корабля являлась триера с тремя рядами весел.

Греческий военный корабль – триера
Греческий военный корабль – триера

  • Корабль имел надводный медный таран.
  • Экипаж триеры состоял из гребцов — рабов, отряда воинов и матросов, управляющих парусами.
  • Численность экипажа достигала 150—200 человек.

Желая увеличить быстроходность кораблей, греки, а затем и римляне стали сооружать суда с 4 этажами гребцов (тетреры), 5 этажами (пентеры) и даже с 8 этажами (ектеры).

- Реклама -

До нас дошло описание знаменитого греческого корабля, построенного в III веке до н.э. Если верить сведениям, дошедшим от древнегреческих писателей, водоизмещение этого корабля было не меньше 4000 тонн. Судно было приспособлено для военных действий.

Рекомендуем также:

0
- Реклама -

РЕКОМЕНДУЕМ

Сергей Громов
Интересуюсь историей с детства. Хотя со временем понял, что история - это не очень точная наука, а скорее, набор гипотез и допущений
Авторизация
*
*
Генерация пароля