Домой Блог Страница 3

Знаменитые ученые средних веков

rcl-uploader:post_thumbnail

В условиях западноевропейского, христианского средневековья, указывал Фридрих Энгельс, «…наука была смиренной служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой: короче – она была чем угодно, только не наукой». ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 296)

Развитие естествознания в средние века

Прогресс техники на Западе до середины XV века совершался крайне медленно. Новые изобретения внедрялись с трудом. Поэтому техника в эту эпоху почти не нуждалась в систематическом изучении природы; она не оказывала значительного стимулирующего влияния на развитие естественнонаучных представлений о природе.

С другой стороны, господствующая церковь с ее религиозной идеологией подчинила себе науку, выродившуюся в псевдонаучный придаток теологии и схоластики.

Широко распространились алхимия, астрология, магия, кабалистика чисел и т. д.

Известный немецкий химик и врач Иоганн Иоахим Бехер (1635—1682 гг.), говоря об этом периоде, писал: «Восемь вещей неустанно стремились найти ученые и любознательные, а именно:

  1. Философский камень,
  2. Эликсир долгой жизни,
  3. Средство размягчать стекло,
  4. Вечный свет,
  5. Гиперболу вогнутого зеркала,
  6. Градус долготы,
  7. Квадратуру круга,
  8. Вечное движение.

Кто располагает деньгами, временем и желанием, может при случае их найти».

В средние века в Европе начали интересоваться научными достижениями древних народов. В этом отношении очень показательно то, что в XIII веке была издана энциклопедия Винцети де Бове. Она знакомила с геометрией Эвклида и с астрономией Птолемея.

Мусульманские ученые средневековья

На Востоке в отличие от Западной Европы было сделано много важных естественнонаучных открытий и наблюдений. Среди крупных ученых Средней Азии того времени особое место занимает философ-естествоиспытатель, врач, математик, поэт, самостоятельный и оригинальный мыслитель Ибн-Сина (Авиценна).

Ибн-Сина (Авиценна)

Ибн-Сина (около 980—1037) выражал прогрессивные тенденции своего времени. Он стремился возродить интерес к изучению природы, оживить творческую мысль, задавленную гнетом богословия.

Ибн-Сина (Авиценна)
Ибн-Сина (Авиценна)

Ибн-Сина изучал движение тел, свойства инерции, состав и свойства минералов, причины образования гор, состав и происхождение живых существ и т.д. Естественнонаучные воззрения Ибн-Сины изложены в его философских произведениях, а также многочисленных медицинских трактатах, крупнейшим из которых является «Канон врачебной науки».

Эта книга была написана в 20-х годах XI века. Она в течение пяти веков считалась важнейшим руководством для медиков. Латинский перевод ее был сделан в XII веке.

В старинных русских медицинских рукописях имя Авиценны встречается наряду с крупнейшими учеными того времени.

В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина затрагивает вопросы медицины, астрономии, минералогии. Предвосхищая позднейшие открытия, он выдвинул гипотезу о не видимых глазом возбудителях лихорадки, т.е. инфекционных заболеваний, которые передаются при помощи воды и воздуха.

Широкое распространение в то время имела предложенная Ибн-Синой классификация минеральных тел. Все минералы он делил на камни, плавкие тела (т.е. металлы), серные (т.е. горючие) вещества и соли.

Классификация Ибн-Сины просуществовала до XVI века.

Абу-Рейхан-Мухаммед Ибн-Ахмед аль-Бируни

Большой вклад в развитие науки сделал выдающийся хорезмский ученый-энциклопедист Абу-Рейхан-Мухаммед Ибн-Ахмед аль-Бируни (972 или 973 —1048). Он создал капитальные работы по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, биологии, общей геологии, минералогии, этнографии, истории.

Бируни в своих исследованиях широко применял глубокий математический анализ и использовал естественноисторический подход к явлениям природы. Основным методом исследования он считал эксперимент.

Особое значение для развития минералогии имеет обширный труд Бируни «Собрание сведений о познании драгоценных минералов», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов и сплавов.

Бируни впервые определил удельные веса большинства минералов и металлов. Об этом он написал специальный трактат «Правила нахождения удельных весов минералов». В нем он изложил методы, применяемые для этих целей, а также описал сконструированный им прибор для определения удельного веса минералов.

Так, например, он установил, что удельный вес:

  • сапфира 3,97 (по современным данным — 3,97 – 4,12),
  • золота — 19,05 и т. д.

В Европе впервые определение удельного веса минералов, соответствующее по точности определениям Бируни, было сделано только в XVIII веке.

Джабир-Ибн-Хайян

Крупный след в науке оставил араб Джабир-Ибн-Хайян, названный европейскими учеными Гебером (около 721 — 815). Среди многочисленных сочинений этого автора, касающихся различных областей знания, наибольшей известностью пользовались его книги по алхимии. Важнейшие из них были обнаружены только в 1927 — 1929 годах среди арабских рукописей в библиотеках Каира и Стамбула.

Джабир-Ибн-Хайян полагал, что все металлы — сложные вещества, образованные путем соединения в разной пропорции двух первоначал (ртути — начала металличности и серы — начала горючести), и считал возможным взаимное превращение металлов.

В отличие от алхимических трактатов того времени в его сочинениях основное место занимает описание различных практических операций. Он описывает перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию, а также точно и ясно излагает методы получения многих химических препаратов (например, азотной кислоты, азотного серебра, нашатыря, сулемы), методы выплавки металлов, окраски тканей и т.п.

Однако при всей важности открытий этих и других ученых Востока, они все же еще не могли привести к созданию естествознания как систематической, опытной науки.

0

Важнейшие открытия и изобретения средних веков

rcl-uploader:post_thumbnail

В этот период был открыт новый медный сплав – латунь, изобретены горизонтальный ткацкий станок, самопрялка и оконное зеркальное стекло, было освоено производство бумаги, появились очки и т.п.

«Ремесленный период,— говорит Маркс,— также оставил нам великие открытия: компас, порох, книгопечатание и автоматические часы» ( К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 356)

Эти изобретения сыграли большую роль в развитии техники и технических наук последующего периода. Потеря рабским трудом своей прежней роли в производстве и невозможность использования крепостного труда в городе, вызвали к жизни целый ряд важных технических усовершенствований:

  • Весельное судоходство уступило место парусному.
  • В горном деле получило применение наливное колесо.
  • В мукомольном производстве — завезенная с востока ветряная мельница.

Крупнейшие изобретения в средневековья

В период феодализма в Европе такие изобретения, как порох, бумага, книгопечатание, очки и компас, сыграли большую роль в развитии производительных сил.

Изобретение пороха

Старейшим из взрывчатых веществ является дымный, или, иначе, черный, порох — взрывчатая смесь, состоящая из калиевой селитры, серы и древесного угля.

Появление пороха в Китае

Приближающаяся к этому составу зажигательная смесь появилась впервые в Китае, по одним сведениям, в начале нашей эры, по другим — в VIII—IX веках.

Первое упоминание о применении дымного пороха в Китае относится к 1232 году. В одной из рукописей приведено много рецептов зажигательной смеси, содержащей селитру. Оружие, в котором эти смеси применялись в форме несущих пороховой заряд ракет, получило название «китайских стрел», «китайских огневых копей» и т. д.

В середине VII века византийцы употребляли так называемый «греческий огонь», состоявший из серы, горной смолы, селитры и льняного масла.

Однако в первое время при использовании всех этих составов не учитывалась упругость газов, образующихся при горении, а ценилась лишь возможность получения огня.

Порох в Западной Европе и на Руси

Первые летописные сведения о порохе в Западной Европе относятся к XIV веку. В этом же столетии началось применение пороха и на Руси, о чем имеются указания в Новгородской и Александровской летописях (1382 год).

В течение длительного времени дымный порох являлся единственным
употреблявшимся взрывчатым веществом, причем состав его на протяжении 500 лет почти не изменился.

Изобретение пороха

Применение черного пороха в качестве метательного средства положило начало огнестрельной артиллерии, которая вызвала настоящую революцию в военном деле.

Среди великих открытий и изобретений того времени находятся очки и компас.

Изобретение линз и очков в средневековье

Место и время изготовления первых очков точно неизвестно. Впервые оптические очки появились в Европе, в Венеции, в XIII веке. В Венеции в то время производилось очень хорошее стекло.

Потребность в очках вызвала развитие стекольного дела, и в частности шлифовки стекол. В XIV—XV веках стекольно-шлифовальное дело начинает быстро развиваться преимущественно в Голландии.

Изготовление и применение очков предшествовали изобретению подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики.

Возникновение оптики дало не только огромный материал наблюдений, но и совершенно иные, чем раньше, средства для науки, позволило сконструировать новые приборы для исследований.

История изобретения компаса

Использование явления магнетизма и создание компаса позволили человеку значительно расширить масштабы путешествий как по суше, так и по морю.

Изобретение компаса

Точные данные о времени и месте применения магнетизма и изобретения компаса неизвестны. По-видимому, магнетизм впервые был обнаружен в виде естественной намагниченности некоторых железных руд.

Наиболее древнее практическое применение магнетизма известно в Китае, где в летописи III века до н.э. имеются записи о применении компаса, первоначально употреблявшегося при сухопутных путешествиях.

До наших дней сохранилась медная с делениями пластинка от компаса, стрелкой которого служил природный магнитный железняк, отшлифованный в виде ложечки. Своей выгнутой поверхностью стрелка прикасалась к дощечке.

  • Первое упоминание о компасе в Европе относится к XII – XIII векам. Вначале компас представлял собой магнитную стрелку, укрепленную на пробке, которая плавала в сосуде с водой.
  • В начале XIV века Компас был усовершенствован: к стрелке прикрепили небольшой круг, получивший название «картушка». Круг разделялся на 16 делений, румбов. Вращающаяся стрелка с картушкой помещалась в круглой коробке.

В XVI веке картушка делилась на 32 румба, по 11,4°.

В России поморы в XVI веке называли компас «маткой».

Главное применение компас нашел в морском деле, став основным прибором для судовождения.

Компас, подзорная труба, а также выросшая техника морского дела, позволили в конце XV и в XVI веках осуществить великие географические открытия.

0

Кто такой Вильям Шекспир на самом деле

rcl-uploader:post_thumbnail

На протяжении веков человечество исторически сталкивалось с вечным вопросом Гамлета: «Быть или не быть?». На протяжении веков литературные критики, культурологи и драматурги сталкивались с неразгаданной так называемой Загадкой Шекспира, а именно – Кто такой Шекспир?

Настоящее имя Вильяма Шекспира

На эту тему написаны тысячи страниц, в которых биографы великого английского драматурга и поэта Уильяма Шекспира выдвигают гипотезы о том, что за именем Шекспира стоит другой человек. Тайна личности Шекспира до сих пор остается неразгаданной, но произведения автора под этим именем остаются непревзойденной классикой в мировой истории литературы. 23 апреля 2021 года исполнилось 405 лет со дня смерти Уильяма Шекспира.

Шекспир написал не менее 36 пьес, 154 великолепных сонета и несколько стихотворений. Среди спектаклей – такие шедевры, как трагедии «Гамлет», «Макбет», «Король Лир», «Юлий Цезарь», «Отелло», «Ромео и Джульетта»; комедии «Сон в летнюю ночь», «Комедия ошибок», «Много шума из ничего», «Укрощение строптивой», «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь» и другие.

Пьесы Шекспира – одни из самых лучших в мире. Это классика, которой гордятся все театральные подмостки.

Что известно из биографии Шекспира?

Он родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне в 1564 году и умер там же в 1616 году в возрасте 52 лет.

Такой молодой и такой продуктивный! Какой необыкновенный талант!

Именно последние два неоспоримых вывода создают загадку, окружающую личность Шекспира – родился ли в Стратфорде тот, кто написал «Гамлета»?

По некоторым данным, уроженец Стратфорда под этим именем был купцом и «простым человеком», не знающим литературы и совершенно неспособным создать что-то столь же гениальное, как произведения Шекспира.

Были ли за этим именем два человека, совершенно несопоставимых по культуре?

Граф Эдвард де Вер

Возможно ли, что за именем Уильяма Шекспира стоит Эдвард де Вер, семнадцатый граф Оксфорд?

Это одна из самых правдоподобных версий, согласно которой высокообразованный и талантливый дворянин использовал имя Уильям Шекспир в качестве псевдонима?

Обложка первого издания сонетов Уильяма Шекспира, датированного 1609 годом
Обложка первого издания сонетов Уильяма Шекспира, датированного 1609 годом

Версии о личности легендарного драматурга находят почву у многих литературных критиков, поскольку действительно нет свидетельств того, что при жизни «тот» Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне считался автором пьес, признанных мировой классикой.

Идея о том, что Шекспир был великим драматургом Уильямом Шекспиром, возникла только в 1623 году, через семь лет после смерти купца с таким именем, когда появились первые пьесы Шекспира. Издатели – родственники графа де Вер. Именно в этом издании подтвердился миф о купце и была намеренно скрыта личность графа, как полагают многие.

В биографиях купца и графа есть много похожего:

  • В официальной биографии Шекспира указано, что его единственного сына звали Хамнет.
  • Они оба женаты на женщине по имени Энн;
  • Многие факты из жизни графа мы находим в сюжетах пьес «купца» Шекспира.

Из широко распространенной официальной биографии Шекспира указано, что его отца звали Джон, и он был богатым человеком, но обанкротился и его дети выросли в бедности. Однако Уильям окончил классическую школу, где изучал латынь. В 18 лет он влюбился в девушку по имени Энн Хэтэуэй, а в 21 год уже имел жену и троих детей.

Согласно официальным данным, в 1590 году семья переехала в Лондон, где Уильям зарабатывал на жизнь своей семье как актер. Всего за 8 лет его имя стало известным не только как актера, но и как драматург. Он стал знаменитостью и купил красивый дом в своем родном городе Стейдфорд-на-Эйвоне, где разместил свою семью, а сам остался в Лондоне. Там за 20 лет он написал 36 пьес, 154 сонета и несколько стихотворений.

Странно то, что, хотя он уже был богат и мог позволить себе издавать свои пьесы, Шекспир ни разу не захотел их публиковать. Эту работу взяли на себя творческие типографии, которые опубликовали их нелегально. Очевидно, авторское право в том веке их не особо беспокоило.

Странно и то, что плохое качество некоторых из этих публикаций нисколько не беспокоило их автора. Не потому ли, что граф, если он Шекспир, не хотел вокруг себя шуметь ?!

Возникает вопрос, почему при большом успехе, Шекспир перестал писать в 48 лет? В 1612 году он вернулся к своей семье в Стратфорд и умер там через 4 года – в апреле 1616 года. Похоронен на погосте церкви Святой Троицы. На его надгробии ничего небыло написано. Через время, и в его честь у церковной стены установили памятник.

Памятник Вильяму Шекспиру
Памятник Вильяму Шекспиру

За три недели до смерти Шекспир оставил завещание, в котором почти все завещал своей старшей дочери Сюзанне. Она и ее потомки продолжали жить в дорогом доме в Стратфорде, пока в 1670 году не умер последний член семьи.

Сомнительные факты

Читая общепринятую версию Уильяма Шекспира постоянно задаешься вопросом, что из всего написанного о нем заслуживает доверия? Некоторые биографы гения идут еще дальше – утверждают, что «этот» Шекспир – из официально принятой биографии был невежественным – никогда не учился в Стратфордской школе? По другим данным, он никогда не был актером? Почему? – Потому что информации об этом нет.

В то же время, всегда среди сомнительных фактов мы найдем то, что заставит нас колебаться и заставить отвергнуть версии другого человека, скрывающегося за именем Шекспира. Это странствие продолжается уже 4 века. Откуда берутся наши колебания, чтобы мы не могли твердо стоять за именем, не ища за ним чего-то скрытого и загадочного?

портрет Уильяма Шекспира
Недавно обнаруженный портрет Уильяма Шекспира, который считается единственным подлинным изображением писателя, сделанным при его жизни, выставлен в Фонде Шекспира 9 марта 2009 г. в Стратфорде-на-Эйвоне

Правда в том, что у нас очень мало информации о Шекспире, и отсутствие информации не может быть оправдано столетиями, которые отделяют нас от его времени. В конце концов, мы говорим о временах королевы Елизаветы, эпохе просвещения, в которой работают печатники и многие читают и пишут! … Задолго до времен Шекспира, со времен Боккаччо и со времен Шекспир, есть гении, о которых мы знаем толк – например, Ньютон и Галилей. Таким образом, личность Шекспира действительно окутана тайной.

Один критик ярко выразил это словами: «Шекспир – это не Шекспир!»

Армия литературных критиков веками искала информацию о самом известном литературном гении в мире, но из этого масштабного поиска всплыли лишь несколько скудных заметок. Некоторые литературные критики даже шутят, что вместе с Шекспиром они нашли много информации о светском поэте Джоне Лили, известном, но незначительном поэте, и не нашли ни слова о самом Шекспире.

Шекспир в Лондоне

«Был ли Шекспир незаметным в Лондоне? – Почему его никто не видел?!» – спрашивают биографы драматурга.

Согласно биографическим данным, он жил и работал в Лондоне с 1592 по 1612 год. Параллельно с ним работал драматург Бен Джонсон. О нем многое известно – описывается даже его присутствие на различных светских мероприятиях.

Неужели никто не захотел написать две строчки о таком выдающемся человеке, как Шекспир?! Это кажется странным.

Разве современники знали его личность?!? Эта загадка логически приводит нас к версии, за которой скрывается псевдоним и граф.

Возможно Шекспир не из Стратфорда-на-Эйвоне

Версия о том, что драматург Шекспир не из Стратфорда-на-Эйвоне, подтверждается другим логичным вопросом: если в Лондоне не знали, кем был Шекспир, то почему его сограждане из Стратфорда ничего не заметили в жизни для своих известный согражданин? Согласно его официальной биографии, Шекспир постоянно проживал здесь последние четыре года своей жизни. Он вернулся в свой родной город знаменитым и богатым … Неужели никого не впечатлил этот факт, чтобы отметить это письменно? …

И самый сильный аргумент в том, что рукописи Шекспира отсутствуют. Даже его самые ранние биографы не сообщают, что видели строчку с его почерком! Нет упоминания о каких-либо заметках или письмах, написанных его рукой.

Интерьер дома Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне
Интерьер дома Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне

Говорят, что стратфордские родственники купца Шекспира были полуграмотными. Это само по себе поднимает другой важный вопрос: возможно ли, что-бы гений Шекспир, которого мы знаем, оставил своих детей без образования?!

Наследство Уильяма

Мы подходим к воле Шекспира. Имущество описано на трех страницах, и нет никакого заказа, который наследодатель оставляет помимо материальных вещей и своих ценных литературных произведений. По мнению многих, это завещание, написанное купцом, а не драматургом. Впечатляет ли его простой стиль письма, в котором он завещает жене «лучшую кровать в доме»?

Любопытна еще одна интересная деталь – Бен Джонсон, который утверждает, что был поклонником и другом гения Шекспира, нигде не упоминает причину его смерти?!? «Очевидно, это должно сказать нам, что Джонсон должен был знать, кем был настоящий Шекспир». Граф Эдуард де Вер умер задолго до своего «двойника».

Фрэнсис Бэкон

Возникает вопрос: «Ну, если Шекспир не автор пьес, то кто он?» А учитывая высокую гениальную культуру, есть еще одна гипотеза – возможно за Шекспиром стоит личность великого философа Фрэнсиса Бэкона.

Философ Фрэнсис Бэкон, живопись
Философ Фрэнсис Бэкон, живопись

Итак, две гипотезы – граф де Вер и Бэкон, стоящие за именем Шекспир, продолжают мучить «охотников» за биографическими фактами и по сей день.

Граф Сен-Жермен

К этому добавляется еще более загадочная, откровенно эзотерическая версия существования другого графа – графа Сен-Жермена, который, как говорят, несколько раз материализовался на земле под другим именем как гений. Вольтер называл его «человеком, который знает все и никогда не умирает!» Но, по официальной версии, он умер в 1784 году – на полтора века позже Шекспира?!? Однако, по мнению эзотериков, граф Сен-Жермен «до этого и был Шекспиром»? К тому же, годы рождения и смерти графа Сен-Жермена оспариваются.

Писатель Ян ван Хельсинг написал книгу «Не трогайте эту книгу» о жизни и людях, встречавших загадочного графа. Согласно Хельсингу, Сен-Жермен был «путешественником во времени». Он также обладал неестественными способностями и мог омолаживаться.

Самая правдоподобная версия

Итак, наиболее близким к жизни и творчеству Шекспира остается граф Эдуард де Вер. О нем известно много. Граф родился в 1550 году и был сыном и наследником 16-го графа Оксфорда, очень богатого и высокопоставленного аристократа. Отец умер, когда Эдуарду было 12 лет. Опекуном мальчика стал королевский казначей Англии и член личного совета королевы Елизаветы – Уильяма Сесила – одного из самых влиятельных людей Англии.

Граф де Вер освоил верховую езду, охоту, боевые искусства, а также музыку и танцы. Он имел академическое образование – окончил Кембриджский университет, получил степень магистра в Оксфорде, знал французский и латынь. Позже он изучал право и даже некоторое время работал юристом. Можно предположить, что по многим причинам – как из-за своего происхождения, так и из-за своего высокого положения в обществе, граф де Вир был вынужден писать под псевдонимом.

Обратите внимание, сколько любопытных «совпадений» обнаруживается при сравнении,

  • во-первых, биографий купца Шекспира и графа де Вера,
  • во-вторых – сколько событий в жизни графа может быть связано с персонажами пьес Шекспира: и Граф, и драматург женится на женщине по имени Анна.

В 24 года граф де Вер отправляется в долгое путешествие по Европе. Он посетил Францию и Германию, провел десять месяцев в Италии и вернулся в Англию через Францию. При переходе через Ла-Манш на его корабль напали пираты, которые потребовали выкуп, но, поняв, что граф был близок к английской королеве, быстро отпустили его.

Граф де Вер бросил жену из ревности – он обвинил ее в том, что их старшая дочь не его, и после яростной сцены ушел от нее. Напоминает Отелло? Только в позднем возрасте граф осознал свою ошибку и вернулся к жене. Мы знаем из официальной биографии Шекспира, что он тоже жил со своей женой не в Стратфорде, а в Лондоне, и, как и граф, вернулся в семейное гнездо в конце своей жизни.

Во время разлуки с женой граф де Вер влюбился в придворную даму, которая от него забеременела. Это сильно расстроило другого поклонника дамы, расстрелявшего графа. Между двумя аристократическими семьями, графом де Вер и его нападавшим, вспыхнула ожесточенная вражда. Дошло до того, что во избежание травм королева пригрозила обеим семьям тюремным заключением, если они не прекратят свои ссоры.

Это определенно напоминает нам о двух враждующих кланах в «Ромео и Джульетте».

Граф де Вер проявлял большой интерес к поэзии и театру, имел много друзей-литераторов и писал стихи и пьесы под своим именем. Сохранилось несколько его стихотворений, но они далеки от уровня Шекспира.

Это заставляет многих сомневаться в версии с псевдонимом, но надо учитывать тот факт, что в то время не было принято публиковать стихи, написанные аристократом. Так что, возможно, это были случайно сохранившиеся личные наброски писателя, уцелевшие во времени по чистой случайности.

Граф Едуард де Вер
Граф Едуард де Вер, графика

Граф де Вер получал пожизненную пенсию от королевы Елизаветы, но перестал писать свое имя. Многие спрашивают, зачем королева сделала ему этот щедрый подарок? – Что может быть причиной? Есть ли обязательство за пенсией? То, что через несколько лет после того, как граф де Вер перестал писать и на глазах у всех, кажется, тратит деньги из королевской казны по своему желанию, стали появляться стихи и пьесы, написанные «кем-то» … Уильям Шекспир!

Граф де Вер умер в 1604 году во время эпидемии чумы. За 12 лет до «биографической» смерти Шекспира. Его похоронили недалеко от Стратфорда, но не в том Стратфорде-на-Эйвоне, откуда родом Шекспир, а в другом Стратфорде – в Англии есть два города с таким названием. Но название города такое же, не правда ли ?! Это совпадение?

Эдвард де Вир совершенно очевидно во многом соответствует нашим представлениям о высокообразованном гении пера Уильяма Шекспира.

Единственный вопрос, который продолжает беспокоить нас: почему, если граф был гениальным драматургом, он держал свою личность в секрете? Разве он не хотел прославиться своим талантом ?!

Есть несколько возможных объяснений: в то время у знати не было принято писать о коммерческом театре; некоторые персонажи пьес пародируют дворцовых персонажей, и, как юрист, граф, вероятно, опасался судебного преследования; некоторые сонеты посвящены … мужчине – очень серьезный повод для их автора скрыть свою личность.

Семья графа Эдуарда де Вера посмертно издала книгу, которую, как уже упоминалось, рецензировал Бен Джонсон, поклонник Шекспира. По мнению многих литературных критиков, именно Джонсон является причиной мистификации биографии Шекспира. Именно он становится здесь родиной гениального Стрэдфорда из Эйвона. И почему никто не «починил» Джонсона? Некоторые объясняют это тем, что к тому времени, когда была написана первая биография Шекспира (1709 г.), те, кто знал правду, уже давно ушли, и миф о Шекспире был прочно обоснован.

Кто придумал Шекспира?

Некоторое время назад на болгарском рынке вышла книга писателя Курта Крайлера – «Человек, который придумал Шекспира».

«Человек, который придумал Шекспира, – говорит Крайлер, – был Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорда, высокообразованный дворянин при дворе Елизаветы I, блестящий поэт и комик, размахивавший копьем на многих турнирах: последний – упоминается под псевдонимом Шекспир».

Вышеупомянутый тезис был впервые представлен в 1920 году шекспировцем Томасом Луни, и с тех пор в некоторых справочниках под именем Эдварда де Вер мы находим уточнение: «более известный как Уильям Шекспир».

По словам Крайлера, при дворе Елизаветы I не было секретом, кто является автором пьес. Это возможное объяснение того, почему королева пожертвовала пенсию графу Эдуарду де Веру. Однако позже родственники скрывали его авторство, по словам Крайлера, главным образом для того, чтобы скрыть свой стыд перед правдой о любовной связи между тремя людьми, которая скрыта в сонетах Шекспира, опубликованных в 1609 году.

И следующие официально «неопровержимые» факты остались в истории:

Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-на-Эйвоне. Его отец, Джон, был ремесленником и торговцем, мастером по изготовлению перчаток, а его мать была знатного происхождения.

У самого Шекспира трое детей – первенец Сюзанна (его наследница) и близнецы Юдина и Хамнет.

Хамнет – единственный сын Шекспира, но он умер в возрасте 11 лет (в 1596 году). Сам Шекспир умер в свой 52-й день рождения (1616 год). Он был похоронен в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне, где и крестился на третий день после своего рождения.

«Ортодоксальные» шекспироведы, опираясь на эти факты, отвергли версию графа Эдуарда де Вер. Стэнли Уэллс из Стратфорда-на-Эйвоне считает, что исследования Крайлера – пустая трата времени. Его аргумент состоит в том, что Эдвард де Вер умер в 1604 году, задолго до того, как были написаны последние пьесы Шекспира.

Причины сохранить свое имя в тайне

“Оказывается, чтобы сохранить свое имя в секрете, он завещал авторство на свои прекрасные произведения другому? И, кроме того, должны ли его произведения выходить на сцене после его смерти? Это просто несостоятельно», – сказал Уэллс.

Но с точки зрения родственников графа это совсем не так. У них были веские причины скрыть его личность. А что касается вышедших позже пьес, то, возможно, наследники графа сознательно «по частям» выпустили работы, завещанные его талантливым родственником?

Сегодня в Стратфорде-на-Эйвоне, где ни слова о Шекспире не было написано при жизни драматурга, чтят своего знаменитого согражданина и гордятся им. Ежегодно сюда стекаются более пяти миллионов паломников и туристов.

Кто бы ни стоял за этим именем, Шекспир написал гениальные произведения. Купец или граф, он родился в Англии, и его часто называют «национальным поэтом Англии».

Потомки Шекспира

Уильям Шекспир умер, согласно его официальной биографии, 23 апреля 1616 года. У него была жена и две дочери. Одна потеряла детей, а другая была бездетной, и поэтому в 1670 году линия прямых потомков Уильяма Шекспира, которого мы считаем одним из самых известных гениев человеческой цивилизации и одним из самых загадочных личностей в истории человечества, было прервано.

И вопрос Шекспира будет и дальше волновать людей вместе с его захватывающими произведениями.

0

Изобретение бумаги и развитие книгопечатания

rcl-uploader:post_thumbnail

Крупнейшим изобретением этого периода является книгопечатание. Оно сыграло решающую роль в развитии техники, науки, культуры.

Книгопечатанию предшествовало изобретение бумаги, сделавшее возможным его распространение.

История появления бумаги

Время и место изобретения бумаги точно неизвестно. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в около II веке н.э. Чай-Лунем.

Производство бумаги в Китае получило широкое распространение и затем перешло в Среднюю Азию, Корею, Японию, Индию и другие страны Востока. Документы, написанные в VIII веке н.э. на бумаге, найдены в Таджикистане.

Не позднее X века бумага стала распространяться и в Армении.

В XI —XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре полностью заменила пергамент, на котором раньше писались книги и документы.

На Руси бумага была известна очень давно, однако до нас дошли написанные на бумаге документы, относящиеся только к первой половине XIV века.

Технология производства бумаги

Основными операциями производства бумаги являлись:

  • варка массы,
  • промывка,
  • измельчение бумажной массы
  • и отливка самого бумажного листа.

В качестве основного сырья для выделки бумаги употреблялись стебли бамбука или шелковичного дерева (в Китае), пеньковое и льняное тряпье (в Аравии, России, Западной Европе), солома (в России).

С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, быстро растет производство бумаги, строятся бумажные фабрики.

Первое упоминание о бумажной мельнице на Руси относится к 1564 году.

Изобретение книгопечатания

Изобретение книгопечатания, являющегося, по словам Карла Маркса, необходимой предпосылкой буржуазного развития, сыграло огромную роль в распространении культуры, науки и светской литературы.

Книгопечатание, т.е. размножение текстов и иллюстраций путем прижимания бумаги или другого материала к покрытой краской печатной форме, пришло на смену медленному и трудоемкому процессу переписывания книг от руки.

Книгопечатание в Китае

Печатание книг впервые распространилось в Китае и Корее. В связи с развитием культуры Древнего Китая, с ростом городов, развитием в них ремесла, торговли, литературы, искусства книжное дело достигло здесь значительного развития.

В IX веке н.э. в Китае началось печатание с печатных досок. Подлежащие размножению тексты или иллюстрации рисовались на деревянных досках, а затем режущим инструментом углублялись места, не подлежавшие напечатанию. Рельефное изображение на доске покрывали краской, после чего к доске прижимался лист бумаги, на котором получался оттиск-гравюра.

В Китае был изобретен и способ изготовления печатных форм из готовых рельефных элементов, т.е. набор подвижными литерами.

Согласно сведениям китайского автора Шэнь-Го, жившего в XI веке, это изобретение было сделано кузнецом Би-Шэном (Пи-Шэн), который изготовлял буквы или рисунки из глины и обжигал их. Этими глиняными подвижными литерами и набирался печатный текст.

Печатание с наборных литер из Китая было перенесено в Корею, где оно подверглось дальнейшему совершенствованию. В XIII веке вместо глиняных были введены литеры, отливавшиеся из бронзы.

До наших дней сохранились книги, напечатанные при помощи бронзовых литер в Корее в XV веке. Печатание с наборных литер применялось также в Японии и Средней Азии.

Появление книгопечатания в Европе

В Западной Европе книгопечатание возникло в конце XIV – начале XV веков. В этот период закладывались основы мировой торговли, перехода от ремесла к мануфактуре и старый, рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих потребностей. Он заменяется книгопечатанием.

Вначале в Европе появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные карты, календари и т.д.

В середине XV века печатание с досок становится недостаточным для удовлетворения потребностей общества и экономически невыгодным и на его смену приходит книгопечатание с подвижных литер.

Йоханн Гутенберг – родоначальник книгопечатания в Европе

Изобретателем печати с подвижных наборных литер в Европе был немец Иоганн Гутенберг (1400—1468). Точно установить время напечатания первой книги с наборных литер не удалось, и условной датой начала европейского книгопечатания этим способом считается 1440 год.

Иоганн Гутенберг
Иоганн Гутенберг

И. Гутенберг применил металлические наборные литеры. Сначала путем выдавливания в мягком металле углублений в форме букв изготовлялась матрица. Потом в нее заливали свинцовый сплав и изготовляли необходимое количество букв-литер.

Буквы-литеры располагались в систематическом порядке в наборных кассах, откуда и вынимались для набора.

Для печатания были созданы ручные печатные станки.

Ручной печатный станок
Ручной печатный станок

Печатный станок представлял собой ручной пресс, где соединялись две горизонтальные плоскости:

  • на одной плоскости устанавливался наборный шрифт,
  • к другой прижималась бумага.

Предварительно матрица покрывалась смесью сажи и льняного масла. Такой станок давал не больше 100 отпечатков в час.

Книгопечатание подвижными литерами быстро распространилось в Европе, хотя Гутенберг и предприниматель Фуст, который обеспечивал ему финансовую помощь, пытались сохранить в тайне сделанное изобретение. В Чехии первая книга «Троянская хроника» была напечатана неизвестным печатником уже в 1468 году.

Титульный лист книги «Троянская хроника»
Титульный лист книги «Троянская хроника»
Напечатана в 1468 г. в Чехии

С 1440 по 1500 года, т.е. за 60 лет применения этого способа, было напечатано свыше 30 тысяч названий книг. Тираж каждой книги достигал примерно 300 экземпляров. Эти книги получили название «инкунабула».

Книги на старославянском языке

Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV века. Больших успехов добился белорусский печатник Георгий (Франциск) Скорина, печатавший книги в Праге в 1517—1519 годы и в Вильно в 1525 году.

Первопечатник Иван Федоров

В Московском государстве книгопечатание возникло в середине XVI века. Основателем книгопечатания на Руси был Иван Федоров.

Первая датированная книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (первая московская типография), была выпущена в 1564 году. Печатниками были Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.

Иван Федоров самостоятельно разработал процесс книгопечатания, изготовил старославянский шрифт, достиг исключительно высокого качества книгопечатания.

Иван Федоров
Иван Федоров

Однако гонения со стороны духовенства, усматривавшего в печатании книг ересь, а также со стороны переписчиков книг заставили первопечатника покинуть Москву и уехать сначала в Белоруссию, а затем на Украину, где он продолжал печатать книги.

Однако многое говорит за то, что книгопечатание на Руси появилось ранее 1564 года. До нас дошло шесть книг, на которых не указаны ни дата издания, ни имя печатника, ни место печатания. Их анализ показывает, что они были напечатаны по крайней мере за 10 лет до «Апостола». Самую раннюю из этих книг датируют 1553 годом.

В XVII веке в России уже работало несколько типографий, однако до конца XVIII века техника книгопечатания не подверглась существенным изменениям, изменился только шрифт: Петр I вместо старославянского ввел гражданский шрифт.

0

Пасхальные яйца Фаберже, история

rcl-uploader:post_thumbnail

Петер Карл Фаберже, по рождению – Карл Густавович Фаберже (Karl Gustavovich Faberzhe), – один из самых известных ювелиров всех времен, прославившихся благодаря так называемым “Яйцам Фаберже”.

Карл Густавович Фаберже

Он родился в 1846 году в Санкт-Петербурге как «русский с европейскими корнями». Его отец Густав Фаберже – эстонец, эмигрант из Франции, а мать Шарлотта – датчанка. Петр рос в царской России, Италии, Франции, Германии и Великобритании, где получил образование, и умер в 1920 году в изгнании в Лозанне, Швейцария.

Карл Фаберже за работой
Карл Фаберже за работой

Фаберже унаследовал мастерскую своего отца в 1870 году и стал чрезвычайно популярен во всей Европе благодаря своим украшениям из золота и серебра, малахита, топаза, лазурита, хрусталя и десятков других материалов. На родине он получил титул «Ювелир Его Императорского Величества и Ювелир Императорского Эрмитажа».

Пасхальные яйца Императора

Работы Питера Карла Фаберже остаются непревзойденной вершиной в мире ювелирных украшений. Они признаны драгоценностями наряду с произведениями изобразительного искусства высочайшего класса. Богатый орнамент этих специфических произведений в форме яйца, украшенных драгоценными камнями и драгоценными металлами, со временем делает их все более дорогими.

Яйца Фаберже были произведены в период с 1885 по 1917 год, в год Октябрьской революции в России. После революции великий ювелир перестал работать со словами: «Все кончено!».

Как известно, первое декоративное пасхальное яйцо им было изготовлено в 1885 году для русского царя Александра III в качестве подарка его жене – императрице Марии Федоровне. Так начинается история яиц Фаберже.

В чем секрет яиц Фаберже?

В этом яйце есть скрытый секрет: под белой эмалированной «раковиной» обнаруживается золотая курица, которая также открывается, демонстрируя миниатюрную алмазную копию императорской короны с кулоном из рубина.

Императрица была так обрадована подарком, что Александр III назначил Фаберже «ювелиром с особым поручением при императорском дворе».

Для работы над его проектами Фаберже была передана целая команда мастеров. Ювелир сделал одно за другим 10 яиц для царя Александра III, который до своей смерти в 1894 году традиционно ежегодно дарил одно яйцо своей жене Марии Федоровне.

Императорские пасхальные яйца становились все более изысканными и богато украшенными. Каждое последующее яйцо было уникальным и, конечно же, содержало сюрприз.

яйца Фаберже

Некоторые из самых известных яиц Фаберже включают ромбовидную решетку, которая окружает фигуру маленького слона, сделанного из слоновой кости и покрытого драгоценными камнями.

Интерьер яйца Гатчинского дворца представляет собой миниатюрную золотую копию дворца в Гатчине, а многие яйца украшены небольшими портретами императорской семьи.

Некоторые яйца Фаберже русского периода предназначались для ознаменования важных людей или событий: например, «Орден Святого Георгия» был изготовлен во время Первой мировой войны.

После смерти Александра III, 1 ноября 1894 года, его сын Николай II продолжал собирать яйца Фаберже, который также следовал традиции и дарил своей матери пасхальные подарки. Для царя Николая II Фаберже сделал 44 яйца.

Яйцо в честь 300-летия дома Романовых, 1913 год
Яйцо в честь 300-летия дома Романовых, 1913 год

Фаберже прославился на весь мир, так как российский император раздаривал его творения в важным мировым деятелям, среди которых был Ротшильд.

Подарки для важных людей всего мира стали заказывать у Фаберже и русские известные дворяне, такие как князь Юсупов и Александр Кельч.

Яйца Фаберже и революция

Когда после революции 1917 года власть Романовых была свергнута, а императорская семья казнена, императорская коллекция, созданной мастером-ювелиром Фаберже в период с 1885 по 1916 год была национализирована.

Сам Карл Фаберже продал свою долю в компании соратникам вместе и с семьей уехал из России.

Карл Фаберже с супругой и сыном
Карл Фаберже с супругой и сыном

Из 54 яиц для российского императорского двора до наших дней сохранилось 45. Сохранилось одно из двух яиц Фаберже, которые он не завершил из-за разразившейся Октябрьской революции в 1917 году и положил конец славной карьере Фаберже.

Всего Фаберже сделал 68 штук яиц, они были изготовлены в период с 1885 по 1917 год. 52 из них представлены как пасхальные. 7 – это орден московской семьи Кельч.

Настоящая стоимость этих уникальных украшений составляет десятки миллионов долларов.

Ювелирные изделия Фаберже, подаренные, переданные в наследство или приобретенные для частных коллекций, находятся не только в России, но и в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии.

После Октябрьской революции, изгнавшей Фаберже из России, произошло чудовищное разграбление императорских сокровищ и церквей. Среди множества корон, диадем с драгоценными камнями и других украшений были и яйца Фаберже.

В 1925 г. часть так называемого Алмазного фонда СССР была продана английскому антиквару Норману Вайсу.

В 1928 году 7 яиц Фаберже были списаны из Алмазного фонда как «неполноценные», среди которых одно из самых изысканных – яйцо Павлин.

Яйцо “Павлин”

Сам павлин был механическим – птица могла поднимать хвост и даже ходить. Это пасхальное яйцо окутано тайной. Последний раз его видели в ювелирном магазине в Лондоне в 1949 году. По слухам, в то время его продали за 1250 долларов, а его текущая стоимость составляет не менее 30 миллионов долларов.

Яйцо "Павлин"
Яйцо “Павлин”

Интересная судьба и у последнего яйца, которое Карл Фаберже сделал для семьи Императора в начале 1917 года незадолго до революции. Этот шедевр считался потерянным, но случайно совсем недавно яйцо было обнаружено в запасниках музея Минералогии им. А.Е. Ферсмана. Оказалось, что туда его передали в разобранном виде в 1925 году.

Яйцо Наполеона

Одно из яиц купил американец, который и не догадывался, что это яйцо Фаберже, а узнал об этом только когда пошел его продавать. После экспертизы выяснилось, что это одно из «потерянных» пасхальных яиц Российского императорского двора.

Британская королевская семья владеет тремя императорскими пасхальными яйцами и очень большой коллекцией других предметов Фаберже. По оценкам специалистов, великий ювелир является автором более 200 000 ювелирных изделий. В настоящее время работы Фаберже на рынке стоят от 8 до 600 тысяч долларов.

0

Добыча полезных ископаемых в Европе в средние века

rcl-uploader:post_thumbnail

Улучшение и увеличение выплавки и обработки металлов вызвали изменение техники горного дела, которое превращалось в особую сферу трудовой деятельности, отличную от сельскохозяйственной. Больше того, вследствие особенностей, свойственных добыче полезных ископаемых, горное дело значительно отличалось от всех других ремесел.

Появились специалисты – ремесленники-горняки, опыт и знания которых по добыче руд передавались из поколения в поколение. Это приводило к возникновению горных городов — центров ремесленной деятельности горняков, своеобразных горных районов.

Население этих городов в основном занималось добычей полезных ископаемых и производством из них орудий труда, оружия, украшений и чеканкой монет.

Горные города существовали в Чехии, Саксонии, Франции и других странах, где развивалось горное дело. Жители горных городов добывали золото и серебро для изготовления монет и руду для выплавки железа.

Права на недра в средневековье

Расширению горного дела мешала феодальная собственность на землю и отсутствие определенных правил ведениягорных работ. Поэтому горняки-ремесленники вели постоянную борьбу за получение определенных горных свобод. В этой борьбе с феодалами принимали участие целые горные города, добившиеся установления так называемых горных законов.

Что же касается правил ведения горных работ, то они вначале передавались по традиции, а затем излагались в специальных документах, получивших название горного права. Обычно эти документы выдавались тому или другому горному городу и содержали также положения, регулирующие взаимоотношения между горняками-ремесленниками и феодалами или королем.

Иглавское горное право

Впервые положения горного права были выработаны в Чехии. Первый горный закон был введен в 1249 г. королем Вацлавом для горного города Иглавы.

По чешскому горному праву поисками и разработкой месторождений мог заниматься каждый. Всем, кто нашел пригодную к плавке руду, выделялось небольшое рудное поле. Согласно закону, горняк был обязан на своем участке заложить не менее трех шахтных стволов. Он мог работать сам или совместно с кем-либо.

Иглавское горное право не ограничивало глубину шахт. Это имело большое значение. Углубление шахт способствовало совершенствованию горной техники: подъема, водоотлива, вентиляции.

Однако в последующих горных законах (особенно в Германии) уже предусматривалась определенная глубина, ниже которой горняку идти не разрешалось.

Орудия труда в горном деле

Добыча руды осуществлялась простыми горными инструментами. Широко использовался при этом огневой метод. Для подъема руды применялся обычный ворот, приводимый в движение вручную.

Освещение рудников осуществлялось при помощи глиняных светильников.
Водоотлив производился через ствол шахты в кожаных мешках или при помощи штолен, проходившихся сразу для нескольких рудоносных участков.

Подъем воды в кожаных мешках из ствола рудника
Подъем воды в кожаных мешках из ствола рудника

Разведка полезных ископаемых

К этому же периоду относится и более широкое распространение разведочных работ при помощи шурфов, а также и появление разведки при помощи «волшебной» лозы.

Вначале кузнец, а впоследствии самостоятельный ремесленник-горняк, брал свежий березовый прут, расщеплял один его конец и, держась обеими руками за расщепленные части прута, шел по местности, где предполагалось наличие полезных ископаемых.

Считалось, что при приближении к рудному телу прут будет отклоняться вниз и тем самым указывать месторождение. Вернее всего, изыскатель руководствовался при этом теми поисковыми признаками, которые ему, как опытному человеку, говорили о наличии в данном районе месторождения того или иного полезного ископаемого. Однако вера в «волшебную» лозу была очень сильна.

Этот метод разведки полезных ископаемых в Европе продержался несколько столетий.

0

Саарти Бартман – Готтентотская Венера

rcl-uploader:post_thumbnail

Фильм «Черная Венера» о Саарти Бартман получил награду в Каннах, Бейонсе хочет воссоздать ее образ в новом фильме. В августе 2002 года, спустя 187 лет после смерти, ее останки были похоронены на родине в Африке.

История африканской девушки очень печальна – она умерла в возрасте 25 лет прожив в течение 5 лет в Европе, где ее жестоко унижали и демонстрировали в качестве экспоната.

Черная Венера

Фильм о ней «Черная Венера» (2010 год) французского режиссера Абделатифа Кешиша воссоздает ее жестокую судьбу и звучит обвинением в адрес белых колонизаторов Африки. Кинокартина отмечена наградами Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма Черная Венера
Кадр из фильма “Черная Венера” /2010 год / режиссер А. Кешиш

В 2016 году известная певица Бейонсе объявила, что занимается написанием сценария к новому фильму о Саарти Бартман и собирается сыграть в нем главную роль. Согласно американской прессе, эта новость не была воспринята в ЮАР, поскольку они «завидовали» ее имиджу. Сегодня в ЮАР существует множество сайтов, названных в честь Саарти Бартман.

С детства Саарти постигла печальная судьба. По одной из версий, ее отец был убит бушменами, другие же утверждают, что ее родители были убиты голландскими колонизаторами.

Готтентоты

Неизвестно как девочка-сирота попала к т.н. «готтентотам», более известным как этническая группа «коико» (в переводе, «настоящие люди»). Это африканская этническая группа, близкая к бушменам, которых первые белые поселенцы, прибывшие в Южную Африку, называли готтентотами.

Ссылка в Оксфордском словаре южноафриканского английского языка указывает на то, что слово «готтентот» означает «пелтек» на северном голландском диалекте. Т.е. на языке колонизаторов имеет оскорбительное значение.

В 17 веке готтентотов превратили в крепостных или ратаев колонизаторов, а в 19 веке почти все племена готтентотов мыса были истреблены или порабощены. Саарти тоже стала рабом.

Сара Бартман

От своих хозяев она получила новое имя – богатые фермеры Кейптауна назвали ее Сара.

Девушка обладала музыкальным слухом и быстро выучила язык колонизаторов. Однажды к ним приехал шотландский хирург Уильям Данлоп. Его очень впечатлила фигура Сары – у нее были сильно развитые бедра с выступающими ягодицами. Хирург предложил брату фермера отвезти Сару в Лондон как «ценный образец» для изучения телосложения африканского племени.

Женщина из этноса Готтентотов
Женщина из этноса Готтентотов

Произошло это в 1809 году, тогда в Англии уже была запрещена торговля рабами. Поэтому для того, чтобы быть вывезенной из колонии в Лондон, требовалось не только разрешение хозяев Сары, но и ее согласие. Доктор Данлоп пообещал 20-ти летней девушке свободную жизнь в Англии и шанс разбогатеть. Сара согласилась, и таким образом открыла путь к своей несчастной судьбе.

На самом деле, в племени готтентотов Саарти была далеко не единственным гипертрофом с такими формами тела. Окружность бедер у некоторых женщин племени достигала 2 метров.

Человеческие зоопарки Европы

В 1810 году Сара приехала в Англию, где как аттракцион под названием Черная Венера ее за плату начали показывать. Они сфотографировали Сару и напечатали плакаты с ее «странным» телом.

Это время совпало с началом в Европе позорной истории «человеческих зоопарков», просуществовавшей до начала ХХ века. Саарти Бартман узнала об унизительной ситуации от Африканской ассоциации. Она попросила британское правительство освободить ее, утверждая, что ее содержат как рабыню. Дело дошло до суда.

Человеческие зоопарки в 19-м веке
“Человеческие зоопарки” в 19-м веке

Однако, когда Сару спросили в суде: «показывали ли ее перед публикой под принуждением?», – та ответила, что делала это по собственной воле… Она описала свои отношения с доктором Данлопом как “контракт”, и добавила, “что выступления ей оплачивались деньгами”.

Париж и окончание жизни

За 4 года публика Лондона потеряла всякий интерес к выступлениям Сары, и ее продали французскому дрессировщику Рео. Саарти прожила в Париже около 2 лет и нескольких месяцев.

Помимо того, что Сара продолжала появляться на публике, во Франции она стала интересным объектом для антропологов. Руководитель Национального музея естественной истории Жорж Кювье начал работать над интеллектуальными способностями Черной Венеры. По его словам, у Саарти была невероятная память, благодаря которой та очень быстро выучила иностранные языки.

Карикатура в парижской газете
Карикатура в парижской газете /фото из Парижского музея человека/

Однако, когда демонстрации тела наскучили и парижанам, Сара вскоре оказалась объектом насмешек и карикатур. Она впала в депрессию, начала пить и занималась проституцией.

Сара умерла в декабре 1815 года в одиночестве в возрасте 25 лет. По одним данным это случилось от сифилиса, по другим – от пневмонии. Имеются данные, что она родила двоих детей, судьба которых неизвестна.

После смерти

Трагедия Саарти Бартман не закончилась ее смертью. Хотя она была крещена в 1811 году в Манчестере в христианской церкви, Саарти не стали хоронить согласно обычаям. Ее тело было расчленено и частями демонстрировалось на лекциях по антропологии, в качестве «доказательств», что «негры» близки к обезьянам»… Череп и мозг Сары хранились в банках до 1974 года среди экспонатов парижского Музея человека.

В 1994 году, когда Нельсон Мандела был освобожден из-под стражи, по его настоянию Южная Африка официально потребовала возвратить останки Саарти Бартманн. После некоторого «обсуждения», Франция вернула их на родину. В 2002 году останки были захоронены в могиле на ее родине.

0

Развитие металлургии в средние века

rcl-uploader:post_thumbnail

Одной из особенностей развития техники феодального способа производства является широкое применение железа, которое «…создало обработку земли на крупных площадях, обеспечило расчистку под пашню широких лесных пространств; оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных тогда металлов». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, стр. 138)

Для совершенствования орудий труда решающее значение имело улучшение плавки и обработки железа. Вначале основным способом получения железа был сыродутный процесс, при котором происходит прямое восстановление железа из руды. Это была трудоемкая работа. Недаром на Руси существовала поговорка: «Лучше со сварливой женой жити, нежели железо варити».

Горн для плавки металла

Сыродутный горн VI—VIII веков, применявшийся на Руси, сооружался из глины и иногда обкладывался камнем.

Схема сыродутного горна, применявшегося на Руси
Схема сыродутного горна, применявшегося на Руси в VI—VIII века
  • Высота сыродутного горна достигала 35 см,
  • диаметр — 60 см,
  • толщина стенок — 5—7 см.

Средневековая технология получения железа

В горн закладывались железная руда и древесный уголь и мехами нагнетался воздух. В результате восстановления руды получалась железная крица до 8 кг весом.

Процесс восстановления железа продолжался 2—2,5 часа. В сыродутном горне вследствие высокой температуры (обычно 1100 – 1350°), одинаковой по всему объему рабочего пространства горна, происходил процесс прямого восстановления железной руды.

Извлекаемая из горна крица (кусок малоуглеродистого железа губчатого строения с некоторым количеством серы, фосфора, кремния, марганца и других примесей со шлаковыми включениями) в дальнейшем проковывалась, в результате чего получалось сварное железо.

Совершенствование процесса плавления металла

Хотя сыродутный процесс давал мягкое железо высокого качества, но крайне низкая степень извлечения железа из руды (не больше 50%) и очень незначительная производительность не удовлетворяли увеличивающегося спроса на металл.

Стремление устранить эти недостатки привело к увеличению высоты самого горна, в результате чего сыродутный горн превратился в домницу.

Слово «домница» имеет двоякое значение: сам горн, несколько большей высоты, и место, где происходил процесс работы. Сарай, который крестьяне обычно строили для нескольких горнов, до XVIII века также назывался домницей.

Кроме того предприняли усиление дутья путем применения водяного колеса для приведения в действие воздуходувных мехов.

Эти два технических усовершенствования изменили и самый процесс, который происходил в горне. Температура в верхней части горна понизилась до 750—900°, и поэтому железная руда восстанавливалась раньше, чем образовывался шлак. Благодаря этому уменьшились потери железа в шлаке, а само железо сильнее науглероживалось.

В результате в нижней части печи, где температура под влиянием дутья повысилась до 1350°, вместо твердого железа получался жидкий чугун.

Сперва чугун получался случайно вследствие отклонения сыродутного процесса от нормального хода. Он был хрупок, не поддавался ковке и поэтому рассматривался как брак, вызванный расстроенным ходом сыродутного процесса.

Этим можно объяснить названия, которые были даны чугуну на разных языках. Так, например, по-русски: «чугунная свинка», «чушка», на английском языке: «Pig-iron», или «свиное железо».

Двухступенчатая технология получения стали

Однако с течением времени его начали применять для производства отливок, а несколько позже негодный для литья чугун пускали вместе с рудой во вторичную переплавку. При этом обнаруживалось, что передел чугуна в мягкое (сварное) железо во второй плавке требует меньшего расхода топлива и руды, а железо получается лучшего качества.

Поэтому впоследствии сыродутный процесс стал постепенно вытесняться двухступенчатым способом получения стали: сначала получали чугун, а потом, при вторичной переплавке в горне, — сталь.

  • Первая стадия называется доменным процессом, а печь, где производится этот чугун,— доменной печью.
  • Вторая стадия получила название кричного передела.

Изобретение доменной печи в средние века

Первые доменные печи, появление которых в Западной Европе относится к середине XIV в., по своим размерам мало отличались от домниц, но постепенно конструкция их совершенствуется.

Схема доменной печи XV —XVI веков
Схема доменной печи XV —XVI веков

Доменная печь XV – XVI веков (рис. 31) имела примерно следующие размеры:

  • высота ее доходила до 4,5 м,
  • а внутренний диаметр был равен примерно 1,8 м.

Меха приводились в движение уже водяным колесом.

Если из одного сыродутного горна при напряженной работе в сутки могли получить только 8 кг железа, то в такой доменной печи уже производили 1,6 тонны чугуна.

В России первые доменные печи были построены в 1637 году недалеко от Тулы и Каширы, а в 1670 году – в Олонецком крае.

Кричный горн

Обычно при одной доменной печи работало несколько кричных горнов.

Кричный горн начала XVII века
Кричный горн начала XVII века

Для передела чугуна в железо сооружали кричный горн, в который загружали 150 – 200 кг чугуна, располагая его на слое горящего древесного угля. Плавясь, чугун капля за каплей стекал вниз, проходил через окислительную область против фурм, через которые подавался воздух, теряя часть углерода. Здесь же окислялось железо, образуя двойной силикат железо-марганца, который, попадая на дно горна, расплавлялся там в сильно основном железистом шлаке, оставшемся от предшествующей операции.

Этот шлак постепенно окислял углерод металла, лежащего на дне горна, отчего температура плавления его повышалась, металл «загустевал». Тогда его поднимали ломом повыше фурм, с тем чтобы он проплавился еще раз.

Под воздействием дутья и вытапливающегося из губчатой массы шлака происходило дальнейшее выгорание углерода, и вновь осевший на дно горна металл быстро становился мягким, легко сваривающимся.

Постепенно на дне горна образовывался ком, крица (весом 30—100 кг и более), которая извлекалась из горна для проковки под молотом с целью уплотнения ее и выдавливания жидкого шлака (в кричном железе в виде прожилок оставались частицы шлака).

Кричный передел протекал от 1 до 2 часов. В сутки в кричном горне можно было получить около 1 тонну металла, причем выход годного кричного железа составлял 90 – 92% веса чугуна.

Таким образом, переход от одноступенчатого (сыродутного) процесса получения железа к двухступенчатому (доменный и кричный) позволил значительно поднять производительность труда и обеспечить все возрастающий спрос на металл.

0

ТОП 5 известных компаний, которые сотрудничали с нацистами

rcl-uploader:post_thumbnail

Влияние нацистского режима Германии, которое, хотя и доминировало некоторое время на большей части континентальной Европы, неизбежно оставило свой след. После поражения фашизма получили осуждение идеи мирового господства и холокоста, что логически привело к попыткам скрыть неудобные факты. И правда заключается в том, что по крайней мере пять всемирно известных в настоящее время компаний обязаны своему взлету именно Третьему рейху.

На концерне “Фольксваген” работали военнопленные

Немецкий автопроизводитель “Фольксваген” появился незадолго до начала Второй мировой войны. Он был основан Фердинандом Порше задолго до того, как бренд «Порше» стал синонимом дорогих “игрушек богачей”. Фердинанд был ведущим дизайнером самого массового автомобиля всех времен – «Фольксваген» модели «Жук».

Эта разработка была ответом на пожелание Гитлера создать дешевый и прочный автомобиль, который бы был «по карману» каждого немца. На эти цели Третий рейх предоставил щедрый кредит.

компании, которые сотрудничали с нацистами

Благодаря выгодной цене и привлекательному виду, напоминающему черты улыбающегося лица, автомобиль пользовался небывалой популярностью еще и долгие годы после окончания войны. Однако симпатичный внешний вид “черепахи” также создавался рабочими-военнопленными на заводе в Штутгарте.

Компания Hugo Boss шила униформу СС

Наибольшую популярность бренд Хьюго Босс получил уже после Второй мировой войны, однако еще до того после банкротства швейной фабрики, именно благодаря связям основателя компании с пришедшим к власти Гитлером и его фашистскому режиму дела компании пошли резко вверх. Никуда не деться, что именно фабрики Hugo Boss шили форму немецким офицерам подразделений СС и СА, а работали на них военнопленные из Польши и Франции. Подробнее о истории компании Хьюго Босс мы уже писали ранее.

компании, которые сотрудничали с нацистами

Фармацевтическая империя “Байер” выпускала газ «Циклон Б»

Огромная фармацевтическая империя “Байер”, которая, помимо аспирина производит многие лекарства, также имеет связи с режимом Гитлера. Она являлась частью конгломерата немецких концернов “IG Farben “, на котором был создан печально известный газ “Циклон Б”, с помощью которого в нацистских концентрационных лагерях были убиты миллионы.

Этот газ был первоначально изобретен Фрицем Хабером. Идея химика была совершенно невинной – борьба с вредными насекомыми. Однако, это “открытие” ничего хорошего Хаберу не принесло, так как его судьба оказалась очень несчастной. После того, как Гитлер пришел к власти, он решил отказаться от иудаизма, несмотря на то, что его мать была еврейкой. Впоследствии Фриц Хабер использовал придуманный яд против людей, а в лагерях от “Циклона Б” погибло даже несколько его родственников. Когда его жена узнала, чем занимается муж, в знак протеста она покончила собой, застрелившись из его служебного пистолета в собственном саду. Сам же Хабер умер от сердечного приступа, пытаясь убежать из страны, которой он служил.

Компания “Сименс” выполняло военные заказы руками узников концлагерей

Серьезное содействие экономической основе рейха также имеет одна из самых мощных современных компаний, в которой сейчас работают более полумиллиона человек, а ее акциями торгуют на всех популярных биржах. Речь идет о компании “Сименс”, которая была создана еще в девятнадцатом веке ученым Вернером фон Сименсом.

Когда в 30-е годы Гитлер пришел к власти в Германии, это стало сигналом для руководителей компании начать строительство огромных заводов вблизи концентрационных лагерей в Бухенвальде и Освенциме. После начала войны, туда были отправлены сотни тысяч пленных рабочих для оказания помощи в выполнении военных заказов.

Хотя Сименс не единственная компания, работающая в те годы на Вермахт, она под руководством сына Вернера Сименса – Карла, безусловно, являлась крупным игроком в нацификации Германии тех лет. А его внук Герман, пережив Первую мировую войну и Великую депрессию и начал свое быстрое развитие, когда Гитлер пришел к власти.

Настоящий подъем для “Сименса” произошел с началом Второй мировой войны. На их фабриках, в основном с рабским трудом, производятся различные предметы для западного и восточного фронтов. Компания также зарабатывает огромные суммы на государственных заказах, связанных с железнодорожной инфраструктурой, коммуникациями, производством электроэнергии…

компании, которые сотрудничали с нацистами

Таким образом, с усилением нацистского террора в 40-х годах не было ничего необычного в том, что любой из пленных рабочих, которые утром работали на заводе Сименса, вечером попадали в газовую камеру, произведенную той же фирмой.

Позже союзники уничтожили 80% заводов компании во время бомбардировок. В течение многих послевоенных лет компанию осуждали по различным делам выживших и она была вынуждена выплачивать значительные суммы пособий.
Несколько лет назад компания Сименс попыталсь для своей серии продуктов, в которую также входят газовые плиты, запатентовать товарный знак “Циклон”.

Компания ИБМ разрабатывала перфокарты для расовой доминации

“Стратегический союз между нацистской Германией и самой мощной американской корпорацией” уже давно стал бестселлером книги журналиста-исследователя Эдвина Блэка. В ней он раскрыл связи в 30-х годах и в годы Второй мировой войны между International Business Mashines (IBM) и ее немецкими и другими европейскими компаниями правительства Адольфа Гитлера.

Согласно книге, технологии ИБМ очень помогли организованному нацистами геноциду. Компании производили перфокарты для нужд национальной переписи населения еще в начале 1880-х годов. Герман Холерит (1860 – 1929 ), молодой сотрудник бюро US Census, создал идею читаемых карт со стандартизованными перфорациями, каждая из которых содержала определенную информацию, такую как пол, национальность и профессия. Цель состояла в том, чтобы миллионы перфокарт с собранной из переписей информацией хранились как своеобразный портрет нации.

компании, которые сотрудничали с нацистами

Также в этих данных имелась информация не только о населенном пункте или регионе, где она собиралась, но и о происхождении людей. В стране, где доминирует расовая теория, это может губительно сказаться для части населения, поскольку “ненадежных” она отправляет прямо в лагеря.

Нумерация с перфокартами также переносилась в концлагеря.

  • Например, цифра 8 в коде означала, что заключенный был евреем, а 11-цыганом.
  • Сами лагеря также получали классификацию. Например, “001” – Освенцим, а “002” – Бухенвальд.
  • Если в чьем-то статусе находится цифра 5, это был приказ казни, а 6 соответствовала отправке в газовую камеру.

Конечно, в наши дни компания объяснила, что они стали жертвами обстоятельств – попали под нацистский контроль, как и все компании, имеющие деятельность в те годы в Германии. Но по утверждению журналиста, согласно сохранившимся свидетельствам внутренней корреспонденции, выяснилось, что центральный офис в Нью-Йорке был доволен своей прибылью от связей их немецкого филиала с нацистами и не прилагал усилий для их прекращения.

И это далеко не все известные компании, имеющие нацистское прошлое. По имеющимся данным, среди них компания Кока-кола, производитель фототехники и материалов Kodak, новостное агентство The Associated Press и многие другие…

0

Цехи и развитие ремесел в средние века

rcl-uploader:post_thumbnail

Ремесленники занимались изготовлением одежды, обуви, производством и починкой оружия, сельскохозяйственного инвентаря и т.д. Таким образом, домашний промысел почти полностью обеспечивал натуральное хозяйство ремесленными продуктами.

Только отдельные продукты, без которых нельзя было обойтись, например соль, изделия из металла, ювелирные изделия» доставлялись купцами.

Древнейшие города Руси и Европы

Еще в рабовладельческом обществе возникли города с крупными рабовладельческими ремесленными мастерскими. Однако после падения Рима города пришли в упадок, а место крупных рабовладельческих предприятий заняли небольшие домашние ремесленные мастерские.

Рис. 26. . Рис. 27. Ремесленник, работающий на ножном гончарном круге
Из гравюр И. Аммана.

Начиная с XI века, когда развитие производительных сил пошло более быстрыми темпами, в странах Западной Европы и на Руси стали создаваться крупные города и вновь возникать обособленные ремесла.

Среди крестьян постепенно выделяются ремесленники, обслуживавшие потребности всей деревни. Ремесленники начали селиться вокруг замков феодалов, городов и монастырей. Так постепенно, обычно на водных путях, начиная с X—XI веков стали создаваться города.

Отделение города от деревни, начавшееся еще при рабстве, в этот период значительно усиливается. На Руси выросли такие крупные города, как Киев, Псков, Новгород.

По неполным данным русских летописей, в XI веке на Руси существовало 86 городов. В XII веке летописи упоминают еще 120 городов, а ко времени монголо-татарского нашествия, т.е. к началу XIII века, количество городов доходило до 250. В действительности их было значительно больше, ибо не все города упоминались в летописях.

Обычно в городах Киевской Руси различались две части: собственно город, т.е. укрепленная часть, и посады или пригороды, образовавшиеся вокруг города. В них работали ремесленники, происходила торговля. Как правило, в русском городе жило 10—20 тыс. человек, а иногда и больше.

Ремесленник по выделке домашней утвари
Ремесленник по выделке домашней утвари
Из гравюр И. Аммана

Одним из крупных средневековых городов был Лондон, население которого в XIV веке достигало 40 тыс. человек.

Объединение городских ремесленников в цехи

Городское население состояло главным образом из ремесленников и купцов. Развивавшиеся в городах ремесла становились с течением времени все более доходными. Искусство ремесленников совершенствовалось.

Борьба против эксплуатации и притеснений феодалов, рост конкуренции стекающихся в города беглых крестьян заставили ремесленников объединяться в цехи. Впервые они возникли:

  • в Византии еще в IX веке,
  • в Италии – в X веке,
  • а несколько позднее – во всех странах Европы, в том числе и на Руси.

Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Полноправными членами цехов были только ремесленники-мастера, имевшие небольшое количество подмастерьев и учеников.

Ремесленник по выделке фото
Ремесленники-кузнецы
Из гравюр И. Аммана

Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла. Больше того, цех регламентировал процесс производства. Цех устанавливал продолжительность рабочего дня (от восхода до захода солнца), число подмастерьев, количество сырья, готовых продуктов, цены на готовые продукты и т. п.

При этом приемы работы, закрепленные долголетней традицией, были строго обязательны для всех мастеров. Строгая регламентация имела целью добиться, чтобы ни один мастер не возвышался над остальными.

Цех ремесленников домашней утвари
Ремесленник, работающий на ножном гончарном круге
Иэ гравюр И. Аммана

Кроме того, в первый период цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров.

Цехи являлись феодальной формой организации ремесла. На первых порах своего развития они играли положительную роль, способствуя укреплению и развитию городского ремесла. Однако, по мере того как росло производство и расширялись рынки сбыта, цехи все более превращались в тормоз развития производства.

Цех ремесленников по производству замков
Цех ремесленников по производству замков
Из гравюр И. Аммана

Рукомесло

Хотя в XI – XV веках был достигнут более высокий уровень развития ароизводительных сил, но техника ремесла основывалась на ручном труде, в ремесле использовались орудия, приводимые в действие руками человека. Отсюда и произошло название ремесла: «рукомесло».

Специализация цехов

Внутри мелкой ремесленной мастерской не было сколько-нибудь широкого разделения труда. Поэтому, когда с ростом и совершенствованием техники стало увеличиваться техническое разделение труда, оно происходило между отдельными мастерскими, а не внутри мастерских. Это приводило к увеличению числа профессий и цехов. Так:

  • В производстве тканей были заняты цехи шерстобитов, прядильщиков, ткачей.
  • После тканья сукно подвергалось валянию, которое происходило в особых валяльяых мастерских – сукновальнях.
  • Далее производился ряд других операций: стрижка, ворсование, окраска, и только после этого сукно уже шло в продажу.

Все подобные операции представляли собой специальности отдельных цехов.

Изготовлением металлических изделий занимались цеха ножовщиков, оружейников и т. д., причем цех ножовщиков распадался на изготовителей лезвий и черенков ножей.

Кожевенное производство состояло из сапожного, ременного, сумочного и других цехов.

Таким образом, рост техники и специализации производства не изменял мелкого характера ремесла, а приводил к созданию все новых и новых цехов. В любом городе они насчитывались десятками, а в некоторых даже сотнями. В Париже в начале XIV в. было свыше 300 ремесленных цехов, объединявших 5,5 тыс. ремесленников.

0
Авторизация
*
*
Генерация пароля