Домой Блог Страница 30

Средневековье: Культ Прекрасной Дамы

0

Культ Прекрасной Дамы

Культ Прекрасной Дамы утвердился в Европе в период “высокого” Средневековья. Его распространение способствовало формированию целого ряда общеевропейских гуманистических ценностей. Поклонение Прекрасной Даме зародилось в одной из самых богатых провинций Франции – Провансе, находившемся на юге страны и граничащим с арабо-мусульманским миром. В исламской религии в тот период особенное значение приобрело учение суфиев – философско-мистического направление, утверждавшее эмоционально-мистический путь приближения к Божественному Абсолюту.

В интерпретации суфиев любовь теряет все свои земные качества и превращается в исключительно духовное экзальтированное стремление к чистой абстракции, Всевышнему Аллаху. Весьма тесные культурные связи между арабской Испанией и Провансом способствовали проникновению в европейско-христианскую область учения суфиев об идеальной любви. К тому же в христианстве уже существовал на тот момент культ Девы Марии (Богородицы). В результате синтеза этих двух культурных традиций родилось уникальное явление – поклонение Прекрасной Даме.

 

В отличие от других регионов Европы, в которых в эпоху Средневековья женщина находилась в подчинении, в богатом, образованном и относительно свободном Провансе место женщины в общественной иерархии было высоким. Тут представительницы слабого пола могли самостоятельно распоряжаться своим имуществом, да и в правовом отношении дамы были равны с мужчинами.

Все это благоприятствовало тому, что именно в Провансе и зародился культ Прекрасной Дамы. Поклонение Прекрасной Даме свидетельствовало о куртуазности средневекового рыцаря, то есть о его благородстве и аристократизме. Без дамы сердца рыцарь был только воином. А поклоняясь женщине, он проявлял “высокую душевную организацию”. Оказывая знаки глубокого внимания земной женщине, рыцарь, тем не менее, служил не ей, а некому абстрактному идеалу непорочности и красоты. Причем, согласно представлениям о куртуазии, рыцарь не должен был стремиться к взаимной любви.

Прекрасная Дама – недосягаемая и недоступная мечта. К перечню добродетелей рыцаря, кроме честности, щедрости, скромности, смелости, набожности, вежливости, относилась и влюбленность. Сразу же после обряда посвящения в рыцари юноша должен был выбрать себе даму сердца и получить от нее разрешение служить ей. При этом происхождение и статус дамы не имели никакого значения. Она могла быть знатной и не очень, замужней или свободной.

Служение Даме заключалось в том, что рыцарь носил на своей одежде цвета ее герба, в ее честь совершал ратные подвиги, побеждал в рыцарских турнирах, прославлял ее имя и был всегда готов выполнить любое ее желание. Так, один средневековый рыцарь утверждал, что пьет только ту воду, в которой его Дама мыла руки. Примечательно, что собственная жена рыцаря могла и не быть дамой его сердца. Средневековые поэты-певцы трубадуры воспевали в своих произведениях образ Прекрасной Дамы, женщины худой и бледной, с тонким и гибким станом, узкими бедрами, маленькой грудью, белыми волнистыми волосами и взглядом, излучающим тихую радость.

Трубадур Ричард Барбезиль был в люблен в жену Джуафре де Тонне. Но та не благоволила влюбленному. Узнав об этом, другая (наверное, менее разборчивая) дама предложила трубадуру отказаться от своей сердечной привязанности, взамен пообещав ему свою любовь. Ричард поддался искушению. Но когда он явился к новой даме сердца, та отказала ему, объяснив, что, предав однажды, он сможет предать вновь. Обескураженный мужчина решил вернуться к госпоже де Тонне. Она сначала отказалась принять его, но после смягчилась и сказала, что сможет простить при одном условии: об этом ее должны умолять, стоя на коленях, сто влюбленных пар. Условие было выполнено. Можно сказать, что культ Прекрасной Дамы – это своего рода игра в любовь, но играли в нее с полной самоотдачей.

0

Крестовое безумие детей

0

Крестовый поход детейВ 1212 году, летом, во многих местах Франции стали появляться мальчики, которые призывали христиан идти завоевывать Землю Обетованную. В одной из деревень появился пастушок Стефан, который назвался посланцем Бога. К нему со знаменами стали стекаться многочисленные толпы молодых христиан. Родители детей и представители духовенства пытались отговорить детей от крестового похода. Но было немало взрослых людей, которые одобряли намерения детей. Они считали, что дети с их безгрешностью должны вернуть Гроб Господень.

Слух о толпах детей, идущих в крестовый поход, дошел до короля Франции). Он приказал детям возвращаться домой. Кто-то вернулся, но подавляющее большинство было одержимо “благородной” целью. К детям стали примыкать и взрослые. Нарастающее движение стало пополняться крестьянами, ремесленниками, священниками. Во главе похода встал мальчик-пастушок, за которым шли до тридцати тысяч пилигримов.

Когда “крестоносцы” дошли до Марселя, перед ними возникла задача переправиться в Сирию. Помогли два работорговца, которые ради “святого дела” предложили перевезти их бесплатно. Из семи отплывших кораблей два затонули, а оставшиеся пять кораблей приплыли в Египет. В Египте работорговцы занялись своим прямым делом: они продали крестоносцев в качестве рабов. Тысячи детей были отправлены во двор Халифа. Там они проявляли чудеса стойкости в христианской вере.

Через некоторое время оба торговца рабами оказались в руках императора Фридриха II. Он наказал их, приговорив к повешению. В 1229 году был заключен мир с султаном Алькамилом. По условиям мирного договора большей части детей вернули свободу.

Сумасшествие детей из Франции перекинулось в Германию. В нижнерейнской местности объявился мальчик Николас, которому еще не исполнилось десяти лет. Его отец, работорговец, бессовестно использовал сына. За это впоследствии он был повешен вместе с другими преступниками.

Около Николаса собралось около двадцати тысяч мальчиков и девочек. Они отправились через Альпы в южные районы. В пути многие погибли, кто от голода, кто от рук разбойников. Другие вернулись домой. Все же около тысячи детей дошли до Генуи. Жители города приняли странную толпу озлобленно и отправили ее дальше.

Дальше был город Бриндизи, в котором местный епископ не разрешил детям плыть морем на Восток. Отсюда многие также вернулись обратно. Несколько мальчиков пошли в Рим выпрашивать у папы благословение на крестовый поход. Но папа отказал. Он посоветовал возвращаться домой и ждать совершеннолетия.

На обратном пути почти все дети погибли от истощения. Кто-то из детей остался в семьях, где их приютили и где они трудились, зарабатывая на хлеб. Некоторые семьи патрициев в Генуе с тех пор ведут свой род от этих маленьких немецких пилигримов.

Совсем малое количество детей, измученных долгим и трудным походом, вернулись в свои родные семьи, где им пришлось терпеть насмешки и издевательства.

Легенда гласит, что в 1219 году Николас принимал участие в сражениях в Египте.

Так трагически закончились крестовые походы детей. Почему взрослое население Франции и Германии слабо препятствовало этому безумию? Вероятно, по причине неудач настоящих крестоносцев, многие надеялись, что раз Господь отказал в победе сильным, то слабым и безгрешным Он обязательно поможет.

0

Куликовская битва, 1380

0

Battle of Kulikovo, 1380

Куликовская битва, 1380Битва на Куликовом поле – сражение между объединенными русскими войсками под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и войсками Золотой Орды, подчинявшимися беклярбеку Мамаю. Эта битва во многих отношениях стала очень важной для истории и, вероятно, была крупнейшим сражением в четырнадцатом столетии и первой крупной победой русских над монголами.

Вторжение монголов на Русь

В 1237 году войска монголов под предводительством Батыя вторглись на территорию Рязанского княжества. Три года спустя большая часть Руси, за исключением Новгородского княжества, лежала в руинах. Вторжение монголов, как утверждают историки, задержало полноценное развитие Руси более чем на 2 столетия.

В отличие от монгольских кампаний в Европе, после окончания военных действий монголы завладели большей частью Руси и заставили местных жителей платить дань. Новгород, несмотря на то, что ему удалось избежать судьбы Киева и Владимира, также вынужден был платить большую дань монгольским ханам. Новгород так же подвергался многочисленным монголо-татарским набегам на протяжении 50 лет.

Направление начинает меняться

Противодействие монголам приняло другое направление в 1252 году, когда князь Андрей Ярославович повел свои войска против татар около Переславля-Залесского. Но, действительного результата удалось достичь в 1285 году, когда князь Дмитрий Александрович смог прогнать татар с Новгородских земель.

С 1269 года русские князья фактически начали вербоваться монголами в их армии, и русские сражались на стороне некоторых ханов Золотой Орды. Направление борьбы русских было все еще четко определено, и по состоянию на 1270 год численность русских войск существенно возросла. Европейские влияния становились все более очевидными, и сочетание боевых стилей способствовало постепенному успеху русской армии.

Воины времен Куликовской битвы

Воины времен Куликовской битвы

Так, например, конные лучники все еще оставались головной болью для многих западных армий, и очевидными примерами являются неудачные попытки немцев и скандинавов расширить свои владения за счет новгородских территорий. Европейские доспехи, оружие и артиллерия также стали важной составляющей в последующих столкновениях русских с монголами.

В начале четырнадцатого столетия оружие и доспехи монголов значительно устарели, в то время как русская военная мощь возрастала. Значение Москвы, как города, значительно возросло, а Киева – снизилось. Именно московиты под руководством нескольких вдохновляющих лидеров освободили Русь от монгольского ига.

В Куликовской битве объединенные русские войска под командованием Дмитрия Ивановича Московского столкнулись с гораздо большими татарскими силами, которыми руководил Мамай. Союзники Мамая, великий князь Олег Рязанский и великий князь Ягайло Литовский, опоздали к битве.

Куликово, 1380 год

Куликовская битва состоялась 8 сентября на Куликовом поле недалеко от реки Дон. Русские войска выстроились в традиционные три линии, резервы оставались в тылу, а элитная кавалерия Владимира Андреевича, князя Серпуховского (двоюродного брата Дмитрия), была спрятана в засаде. Мамай построил свои войска также в линию. В середине находилась пехота, состоявшая из наемников-генуэзцев. На флангах и позади пехоты располагалась ордынская кавалерия и другие наемники. За ними находился резерв.

Количество воинов, принимавших участие в битве, является предметом многочисленных дискуссий. Так, например, по некоторым оценкам силы монголов насчитывали порядка 250 000 воинов. Приемлемым считается число в 100-120 тыс. монголов и 70 тыс. русских, но более разумной цифрой является около 70 тыс. монголов и 36 тыс. русских. Как бы там ни было, эти цифры по-прежнему являются огромными для армий того времени.

А.П.Бубнов " Утро на Куликовом поле"

А.П.Бубнов ” Утро на Куликовом поле”

Густой туман покрывал Куликово поле утром 8-го сентября 1380 года. Туман рассеялся только к 11 часам утра, после чего обе армии двинулись вперед, друг на друга.

Сражение началось с поединка между русским монахом Александром Пересветом и татарским витязем по имени Челубей. Оба убили друг друга копьями на первом проходе, хотя русская легенда говорит о том, что Пересвет не упал с коня в отличии от Челубея. После поединка началась битва и обе стороны понесли тяжелые потери. Пересвет впоследствии стал героем и нередко его образ становился примером мужества.

М. А. Авилов "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле"

М. А. Авилов “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”

Генуэзская пехота при поддержке татарской кавалерии напала на передовой полк русских, но натиск был сдержан. После того как первая атака была отбита, остатки полка вернулись к основному русскому войску. Кавалерия Орды предприняла мощную лобовую атаку по всей линии русского фронта. Дмитрий сам сражался в первых рядах и получил несколько ударов по туловищу и голове и был дважды сброшен с лошади. Только броня европейского образца спасла ему жизнь.

Несмотря на жестокость атак, русские твердо стояли на своих позициях и заставили Мамая отправить свои резервы против русского левого фланга, надеясь разорвать их. Несмотря на ожесточенное сопротивление русских воинов, ордынцам удалось прорваться сквозь линии русских. Потеряв большую часть своих воинов, левое крыло начало отступать. Резервы не спасли ситуацию. Примерно в 2 часа ордынцы зашли русским в тыл, обойдя главные силы русской армии. Русские войска оказались в реальной опасности поражения.

В этот момент из засады кавалерия Владимира Андреевича Серпуховского во главе с Дмитрием Боброком – князем Волынским – с тыла атаковала кавалерию Орды. Это неожиданное подключение свежих русских войск кардинально изменило ситуацию. С этого момента русские войска перешли в наступление. Армия Мамая пустилась в бегство, и ее преследование продолжалось до поздней ночи. Тяжелая битва длилась около четырех часов и окончилась абсолютной победой русских. Войска Золотой Орды были полностью уничтожены. Мамай бежал в Крым, где впоследствии был убит своими врагами. Бразды правления Ордой перешли к Тохтамышу.

А. Ю. Аверьянов. Удар засадного полка

А. Ю. Аверьянов. Удар засадного полка

За победу было заплачена высокая цена. Двенадцать князей и 483 боярина (цвет русской армии) были убиты – это составляет 60% от всех военачальников русской армии – плюс значительная часть их армий. Потребовалось 7 дней, чтобы с честью похоронить всех павших в этой битве воинов.

После битвы Дмитрий Иванович получил прозвище Донской, а после был причислен к лику святых. Куликовская битва стала одной из наиболее крупных, если не крупнейшей битвой в средние века. В ней принимали участие более ста тысяч воинов.

Последствия битвы

Эта победа стала началом конца владычества монголов на Руси, которое официально окончилось в 1480 году большим Стоянием на реке Угре. Более важное значение Куликовская битва имела для объединения русских земель. По словам одного из историков, русские шли на Куликово поле как граждане различных княжеств, а вернулись единым русским народом.

Однако, до падения Золотой Орды было еще далеко. Всего два года спустя, в 1382, Тохтамыш напал на Русь и Москва была разграблена и сожжена практически до основания. Тохтамыш имел большой успех так как русские просто не смогли набрать достаточное количество людей для сражения с ним. Это говорит о том, что русские еще не смогли сполна восполнить потери, понесенные на Куликовом поле. Однако уже в 1386 году Дмитрий Донской смог повести солидную армию против Новгорода. Роковой конфликт с Тамерланом помешал Тохтамышу достичь дальнейших успехов в России. В 1399 году русские потерпели серьезное поражение от войск эмира Едигея в битве на реке Ворскле.

П. Рыженко. Куликово поле

П. Рыженко. Куликово поле

В конце концов, распри среди монголов и объединение русских привело к окончательному разгрому Золотой Орды и к падению ее столицы Казани. Одно из самых мощных государств, входивших в состав бывшей Золотой Орды – крымские татары – впоследствии во многих войнах даже становились на сторону русских.

Большое значение имеет не столько сама Куликовская битва, так как монголы достаточно быстро восстановили то, что потеряли. Скорее то, что она стала символом борьбы против монголов и была источником вдохновения для всех последующих компаний против них. Это было первое крупномасштабное сражение с монголами, в котором русские одержали полную победу. Куликовская битва разрушила миф о непобедимости монголов на Руси, так же как битва при Айн-Джалуте на Ближнем Востоке.

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле

Место битвы отмечает храм-памятник, построенный по проекту Алексея Щусева. Воин-монах Александр Пересвет, который убил татарского витязя Челубея (известного также как Темир-Мирза), но сам погибший в этом поединке, после битвы стал героем.

0

Dieu le veut!

0

Dieu le veutТак хочет Бог!” Эти слова сложились в непререкаемую формулу.

С ней “воители Гроба Господня” огнем и мечом прошли по Европе, Малой Азии и раскаленным летом 1099 года штурмом взяли Иерусалим.

Хрестоматийные знания дают возможность вспомнить, что европейское рыцарство без малого двести лет подряд нашивало на одежды красный крест Господень.

А вот словосочетание “крестовый поход” их современникам было неведомо. Они называли себя пилигримами (странниками) или экспедиционерами (участниками похода), поэты обращались к ним как путешественникам по стезе Господней.

Целью похода объявлялась реконкиста – отвоевание Святых Мест и реликвий из рук неверных.

Крестоносцы

Крестоносцы

На самом же деле, накануне первого похода Европа переживала смутные времена. Крестьянство едва переступало границы нищеты. Систематические неурожаи. Голод принял размах стихийного бедствия. Дело доходило до людоедства. Эпидемии свирепствовали в Германии, Франции, Италии. Европу наводнили шайки «романтиков с большой дороги». Церковь, видя переизбыток рук, не занятых производительным трудом, первой бросила клич: “На Восток!”

 

Организацию массового похода взял на себя папа Урбан II. Папа произнес страстную речь и призвал освободить Святую Землю и прежде всего Иерусалим с Гробом Господнем из рук мусульман.

И вскоре первые толпы крестьян вышли из Англии, Фландрии, Франции, Германии и Италии. Вооружались они дубинами, косами, вилами и топорами. Они шли не единым строем, а многочисленными и многотысячными отрядами. Часть из них была уничтожена уже по пути: жители Сербии, Венгрии, Болгарии, Греции давали отпор агрессивным толпам грабителей. Часть “воинства Христова” дошла до Константинополя. Некоторые даже переправились в Азию через Босфор. Здесь их встретили турки-сельджуки. Лишь около трех тысяч пилигримов остались в живых после битвы. Таков был финал попытки бедноты найти лучшую жизнь.

Первый Крестовый поход

Первый Крестовый поход 1096-1099

Из Лотарингии вышли рыцарские отряды. Шли они через Италию и Византию. Параллельно вышли рыцари из Южной Франции. Их путь на Византию лежал через Хорватию и Сербию. Примерно тогда же оседлали коней рыцари севера и центра Германии, а лишь чуть позже – Северной Франции. Объединенные, но уже основательно потрепанные отряды, насчитывали все же десятки тысяч флагов и вымпелов.

Византийцам их поведение и манеры казались дикими и варварскими.

На пути к Иерусалиму их ждало несколько крупных сражений, которые были выиграны ценой больших потерь. Не утихали распри среди главарей похода. Рыцари овладели Эдессой (Урхой). Затем была взята Антиохия.

Крестоносцы прибыли к стенам Иерусалима

Крестоносцы прибыли к стенам Иерусалима

Иерусалим был взят штурмом после месячной осады. И западные хронисты, и восточные документалисты одинаково сдержанно описывают это событие. Как в западных, так и в восточных документах обращают на себя внимание сцены дикого разгула и ужаса, учиненного в городе “христианским воинством”.

Весть о взятии христианских святынь произвела сенсацию в Европе. Рассказы очевидцев о вольнице, подвигах и славе и о баснословной добыче подготовили почву для следующих семи организованных походов.

Одноклассники. И сразу все думают, что это социальная сеть. Нет, речь о кафе Одноклассники в Николаеве. Отлично провести время с друзьями в Николаеве, в кафе “Одноклассники”.

0

Странствующие рыцари Польской Короны

0

В XII-XIII вв. рыцарская культура стремительно распространяется по всей Европе. Возникновение рыцарской идеологии и куртуазных правил во многом способствуют сочинения провансальских трубадуров и бретонских труверов. В сочинениях немаловажную роль играет тематика рыцарских странствий, поиск приключений или исполнение некого обета. Это веяние не обошло и Польское Королевство. Примерно в то же время в Польских княжествах появились элементы рыцарской культуры: национальные куртуазные романы (о Вальцеже Удалом, о Петре Власте), дух странствий (поиск славы и богатств за рубежом своего отечества), европейское вооружение ( длинные хауберги, куполовидные и яйцевидные шлемы, топхельмы, длинные копья), геральдика. В XII-XIII вв. появляться известия о польских рыцарях, нанимающихся на службу к иностранным владыкам (Бавария, Австрия, Венгрия, Чехия, Саксония, Сербия, Русь, Литва…). К примеру, Болеслав Высокий принимал участие в коронационном походе Фридриха Барбароссы в Италию. Его поединок под стенами осажденного Милана восхитил самого императора и вошел в легенду.

Не прошла мимо Польши и культовая идея – Освобождение Гроба Господня. Первое упоминание о польских крестоносцах восходит к 1147 году. В этом году на Восток устремился польский князь Владислав II. В 1153 г. в Иерусалимское королевство прибыл со своими рыцарями князь Генрик Сандомирский. Он принял участие в осаде Аскалона. После возвращения от короля Балдуина III, Генрик пригласил в Малопольшу Орден Госпитальеров (Госпитальников). На территории Польши Госпитальеры организовали комтурию. Не исключено, что князь Генрик сам был членом этого Ордена. В 1162 г. Сербско-Лужицкий князь Якса из Копаницы привел в Польшу Орден Тамплиеров (Божегробцев). В кон. XII – нач. XIII века в Палестине весьма прославился некий рыцарь из Польши – Герланд. Известно, что он вступил в Орден Госпитальеров и достиг в нем значительного положения.

К XIV в. военные походы на Ближний Восток остались только в проектах европейских владык. Однако рыцари не желали мириться с этим. В одиночку устремлялись они в странствие на Восток. Среди них были и поляки. В 1347 г. французский дипломат Филипп де Мазере встретил такого человека в Иерусалиме. Его звали Войчех из Пахости. Этот поляк принял обет в духе крестоносцев старого времени. Войчех поклялся в том, что, будет принимать пищу стоя до тех пор, пока сарацины не отступят из Святой Земли.

В XIV в. польские рыцари стали появляться в самых отдаленных частях Европы. Из-за этого начал возрастать интерес европейского рыцарства к польской шляхте. В 1389 г. знаменитый французский рыцарь Жанн ле Менгр (маршал Босито) вызвал на поединок известнейших рыцарей всего христианского мира, в том числе не обошел и поляков. Босито не мог вызвать на бой малоизвестных рыцарей, это не принесло бы ему славы (по рыцарским обычаям прославиться можно было только в поединке с более сильным или хотя бы равным себе воином). О рыцарях из Польши весьма многочисленны упоминания даже в одной из самых отдаленных частях Европы – Испании. Похоже, что Испанские земли были самыми притягательными для странствующих поляков. Это не удивительно, ведь на их территориях не прекращалась Реконкиста – борьба с сарацинами. Испанцы и французы отправлялись на восток Европы, для того, чтобы сразиться с язычниками Литвы, а поляки все чаще направляли свой рыцарский пыл на крайний запад. К примеру, в конце 14 в. в рядах испанского рыцарского ордена состоял поляк Якубе Боболе. Кроме него звания «испанских рыцарей» имели Пашко Злодзей из Нешобя (кон.14 в.), Ярослав из Ивна (нач.15 в.), Якуб Джевецкий (ум. в 1460), Фредерик Яцемирский (15 в.).

После потери Иерусалимского королевства, европейцы перенесли свои крестоносные устремления на языческие народы восточной Европы (Пруссию, Литву, Жмудь, Эстонию, Латвию). Инициаторами новой страницы крестовых походов стали немцы. В XIV в. для француза или англичанина вернутся из Пруссии стало так же почетно как в XII в. вернуться из Сирии (до наших дней сохранились надгробья крестоносцев погибших в Пруссии, к примеру, надгробие сэра Роджера де Фелберига в Норфолке). Между тем Польское королевство заключило с Литвой унию, крестила ее и возглавила образовавшееся государство. В 1389 г. маленький гарнизон поляков оборонял столицу Литовского Княжества Вильну от войск Тевтонского Ордена. В составе этого войска, кроме немцев было огромное количество «гостей» со всей Европы (в этой осаде участвовал молодой принц Дерби, будущий английский король Генрих IV). Возмущенные обвинениями в отступлении от Христа и пособничестве язычникам четверо поляков (Ян из Влощова, Миколай из Вашмунтова, Ян из Здокова и Ярослав Чех) вызвали на смертный поединок четырех французов. При чем поединок перенесли на мирное время, поскольку осажденные находились в критическом положении. После окончания войны рыцари встретились в Праге, при дворе императора Священной Римской Империи. И только при вмешательстве императора Вацлава, люксембургского герцога Иогана и маркграфа моравского Йодока поляков удалось примирить с французами. Таким образом, шляхтичи не только прославили свои имена, но и обязали уважать достоинство всего польского рыцарства.

В XV в. Польша превратилась в самое большое владение Европы, превышающее даже Римскую Империю. В этот период Польша окончательно утвердила свои права влияния на европейскую историю. В 1409-1410 гг между Польшей и Орденом Девы Марии разразилась Великая Война покачнувшая незыблемость одного из самых отлаженных и могущественных государственных образований Европы – Тевтонского Ордена. Соединенные силы Короны Польской и Вел. Кн. Литовского не только разбили войска Ордена, но и создали базу для последующего вытеснения немцев из Польского Поморья. После битвы при Грюнвальде (1410 г.) и осады Мальборка количество Братьев Ордена значительно уменьшилось. Заметно убавился приток иностранных гостей в Тевтонский Орден. Европейцы перестали верить не только в могущество Ордена, но и в праведность их войны.

После разгрома огромной армии христиан при Никополе вся Европа отвлеклась от Прибалтики и с замиранием сердца взглянула на юго-восток. После падения Сербского царства угроза вторжения турок в Европу неизмеримо усилилась. Ближайшим к агрессору государством оказалась Венгрия. Это королевство стало организатором новых крестовых походов, в которых активнейшее участие принимали странствующие рыцари Польши. Очевидец битвы с турками под Варной (1444) итальянец Андрей де Палатио говорил, что никто из поляков не оставил поля боя, что “это наиболее мужественный род людей”. Поляки участвовали также и в знаменитой битве на Косовом Поле (1448 г.). Среди польских крестоносцев был и первый рыцарь Короны – Завиша Чарны из Грабова. Известнейший в Европе дворянин и дипломат Завиша, снискал себе завидную славу на многочисленных турнирах и битвах (к примеру, знаменитый турнир в Перпиньяне 1415 г.). После его гибели в битве с турками (1428 г.), Германский Император писал Вел. Князю Витовту: “как всему миру известно, Завиша был самым смелым рыцарем, наиболее опытным воином и выдающимся дипломатом”. Слава пана из Грабова гремела не только в польских, германских и венгерских землях, но докатилась и до Франции. Остались записки некого бургундского рыцаря посетившего поле битвы под Голубцом, где погиб Завиша. Бургундец с почтением посетил место “где пал месье Адвис, рыцарь из Польши”.

Весьма активно участвовали поляки и в Гуситских войнах, разразившихся в середине XV в. При чем польская шляхта выступала как на стороне гуситов, так и на стороне Империи. Посланное Вел. Князем Витовтом войско, возглавляемое литовским князем Жигомонтом Карибутовичем, состояло большей частью из поляков. Однако в антигуситском войске Сигизмунда Люксембургского так же участвовали поляки. Подобное свободолюбивое поведение знати было характерно для средневековья. Расплывчатое понятие преданности Родине заменялось понятием преданности конкретному пану (сеньору).

В XV-XVI в. польских рыцарей без труда можно было встретить при всех дворах Европы. Между 1397 и 1409 г. французский король Карл VI рекомендовал королю Арагона МартинуI «своего верного рыцаря и камергера» Яна Фарурея из Грабова – брата знаменитого Завиши Чарного. При французском дворе многочисленные победы на турнирах Бартоша-младшего из Везенберга вдохновили известного бургундского романиста на создание труда Le petit Jehan de Saintre, ставшего в XV в. зерцалом образцового рыцаря. Большой славой в XV в. пользовался Сцибор из Сцибожиц один из первых кавалеров ордена Дракона (1408 г.). В 1426-1427 во время войны с турками Кипрскими войсками командовал некий Якуб из Польши. Александр Солтан в 1467-1469 г.г. пользовался большим успехом в Европе и вернулся в Польшу камергером Карла Смелого, кавалером ордена Золотого Руна, высшим знаком почета Бургундии, а также награжденным королем Англии золотой цепью.

Этот список героев средневековой Польши далеко не полный, но и он, на мой взгляд, великолепно характеризует Польское Королевство на Европейской арене, активность польской шляхты и уважение к ней со стороны иноземцев.

© Автор Арсений Зеленцов на основе работы Анджея Феликса Грабского «Польское средневековое рыцарство на чужеземной службе». «История военного дела в Польше». «Избранные вопросы». Варшава. 1970 г.

«Великая Хроника. О Польше, Руси и их соседях XI – XIII в.в.» М. 1987 г., «История Средних Веков». Минск. 2000 г.6
Jerzy Lojko «Sredniowieczne herby polskie», Poznan, 1985.
2 «История Крестовых походов» (под редакцией Джонатана Гайли-Смита) «Крестоносное движение 1274-1700», Норман Хаусли. М.1998 г.
3 Ян Длугош. «Грюнвальдская битва». Москва – Ленинград. 1962 г., Дмитрий Иловайский. «Собиратели Руси». М. 1996 г.
4 Ян Длугош. «Грюнвальдская битва». Москва – Ленинград. 1962 г.
5 «История Крестовых походов» (под редакцией Джонатана Гайли-Смита) «Крестоносное движение 1274-1700»

0

Битва на реке Угре

0

Battle of Ugra River

Решающим моментом в оборонительной кампании Ивана III, ведшейся против хана Ахмата, был октябрь-ноябрь 1480 года.

В 1470-х годах отношения между Золотой Ордой и Московским княжеством оказались в кризисе. Иван III отказался признавать Ахмата правителем и платить ему дань. Вступив в антимосковский альянс с Великим князем Литовским и польским королем Казимиром IV, Ахмат начал военную кампанию в конце весны 1480 года. Иван III придерживался оборонительной тактики: в июле он подошел к Коломне и приказал своим войскам охранять берега реки Оки, но Ахмат не предпринимал никаких попыток форсировать Оку, вместо этого он двинулся на запад, к реке Угра, где надеялся встретить своего союзника, короля Казимира. Последний, однако, на помощь не пришел.

В течение нескольких месяцев обе стороны выжидали, и только в октябре начались некоторые военные действия. Московские войска под руководством сына Ивана III, Ивана, и брата Андрея, отбили несколько попыток татар пересечь Угру. Столкновения перемежались переговорами, которые, однако, не увенчались успехом. Наконец, 11 ноября 1480 года, хан отступил, таким образом, признав провал своей попытки восстановить власть над Русью.

В русской исторической традиции это событие отмечается как конец монгольского ига. Корни этой традиции восходят к 1560-м годам, когда неизвестный автор так называемой “Истории Казанского ханства” описал распад Орды после смерти Ахмата (1481) и приветствовал освобождение русских земель от ига мусульман и рабства. В современной историографии первым связал событие на Угре с концом ига Николай Карамзин.

Позже советские издания поддержали эту точку зрения. Другой же точки зрения на те же события придерживался известный в девятнадцатом веке русский историк Сергей Соловьев, который связывает падение ига не с действиями Ивана III, а с растущей слабостью Орды. Тот же аргумент был выдвинут Георгием Вернадским (1959), который утверждал, что Русь освободилась от ордынской зависимости не в 1480 году, а гораздо раньше, в 1450-е годы. Антон Анатольевич Горский (профессор кафедры истории России, МГУ ГОСТ диссертация в СПб) освобождение датирует не 1480-м, а 1472-м годом, когда Иван III перестал платить хану дань.

Военные аспекты событий 1480 года также остаются спорными. Некоторые ученые считают битву крупномасштабной военной операцией и отдают должное стратегическому таланту Ивана Третьего, а другие подчеркивают его колебания в принятии решений или даже отрицают, что было хоть какое-то сражение, называя события 1480 года просто стоянием на реке Угре (Гальперин, 1985).

0

Дело Яна Гуса

0

В 1915 голу на Староместской площади Праги заботливые потомки установили памятник Яну Гусу, своему национальному герою и его последующим единомышленникам, чья жизнь послужила ярким примером самоотречения ради сохранения национальных интересов своего государства. Дело было в XV веке и ещё несколько веков разносилось эхом по средневековым чешским городам.

К началу XV века давно ушло в историю правление рода Пржемысловичей, первой и единственной чешской династии, правящей Чехией с момента основания государства. В результате династических браков чешский трон, по сути, стал принадлежать иноземцам. Для Европы событие привычное, но вместе с иноземными королями пришла чужая знать и чужие законы. Среди коренного населения постепенно зреет недовольство засильем иностранцев. Ещё немного и вспыхнет пламя народного восстания. Так и случились в Чехии гуситские войны, направленные не столько против инквизиции, сколько за восстановление национального самосознания, где вместе с чернью сражалась и знать.

Искрой, зажегшей костер народного движения, послужил инициированный церковью судебный процесс по делу Яна Гуса. В этом костре пылала страна, и погибло много людей. Давно это было, и, в общем-то, результата никакого не имело. Как и любая война, принесла только разорение. А начиналось все вот так.

К началу XV века в Европе уже три десятилетия длился раскол церкви. Единое в убеждении верховенства папы, духовенство не может договориться о месте расположения священного престола: на священный престол претендуют сразу два города – Рим и Авиньон. На призыв светской власти прекратить раскол, на конец-то, в Пизе собирается церковный собор, который низложил двух пап и избрал третьего, Александра V. Понтификат папы длился всего несколько месяцев. Вскоре, священный престол занял Иоанн XXIII, отравивший, по слухам, Александра V. Иоанн XXIII инициировал судебное разбирательство над Яном Гусом.

В это время чешский ученый Ян Гус ведет активные проповеди против немецкого засилья в чешских городах, в том числе в Пражском (Карловом) университете, который Ян Гус некоторое время возглавлял (с 1402 года по 1403 год, с 1409 года по 1410 год). Одновременно с отстаиванием национальных интересов, Ян Гус в своих проповедях обличает пороки церкви и призывает отказаться от взимания платы за таинства, за что получил от Иоанна XXIII отлучение от церкви. Ко всему прочему, проповеди чешского ученого получили широкое распространение даже за пределами Чехии. Правитель Чехии, Вацлав IV, находившийся в конфликте с духовенством, оказывает Яну Гусу всяческую поддержку. В результате этой необъявленной войны, Иоанн XXIII запретил проводить в Праге богослужение и совершать церковные обряды (наложил интердикт).

Для предотвращения окончательного раскола церкви, по настоянию европейских монархов и, особенно германского императора, в Констанце в 1414 году снова созывается церковный собор. С многовластием пап было покончено, были низложены все на тот момент существующие папы. Иоанн XXIII из Констанцы бежал, так как собор признал в нем закоренелого грешника, наградив не лестными эпитетами его личность. Единодушный в оценке Иоанна, собор также проявил завидное единодушие к проповедям Яна Гуса, усмотрев в них явную угрозу для церкви.

Собор призвал Гуса в Констанц. Заручившись охранной грамотой немецкого императора, Ян Гус отправился в Констанц, где был немедленно схвачен по прибытии в город. Немецкий император не захотел ссориться с руководителями собора и, по сути, предал Яна Гуса. Гус был помещен в тюрьму. Невыносимые условия содержания, ведения допросов, постоянные требования инквизиторов об отказе от собственных убеждений не сломили волю Яна Гуса. Ко всем прочим обвинениям, Яну Гусу вменялся в вину конфликт с папой Иоанном XXIII. Мошенник, убийца и растлитель Иоанн XXIII неожиданно превратился в законноизбранного, но низложенного, папу.

Процесс по делу Яна Гуса начался в начале лета 1415 года, а 6 июля Яну Гусу был вынесен смертный приговор. Судили Гуса участники собора, и они же отправили его на костер. Чешский ученый Иероним Пражский, пытавшийся вступиться за Гуса, был схвачен по дороге в Констанцу, быстро осужден и также отправлен на костер.

Изложенная выше история, явилась катализатором для мощного народного движения, направленного против продажной церкви и лицемерия светской власти. Народное движение, длившееся два десятилетия, получило название гуситских войн. Движение было большой разрушительной силы, с середины XV века, можно сказать, Чехия отстраивалась заново.

Кстати, католическая церковь впоследствии, все-таки, признала обвинения в адрес Иоанна XXIII, и исключила его из ряда первосвященников.

0

Александр Невский и Ледовое побоище

0

Alexander Nevsky and Battle of the Ice

Александр Невский: Краткая биография

Князь Новгородский и Киевский и Великий князь Владимирский, Александр Невский белее всего известен тем, что остановил продвижение шведов и рыцарей Тевтонского ордена на Русь. В то же время, он, вместо того, чтобы противостоять монголам, платил им дань. Такую позицию, многие считали трусостью, но возможно, Александр просто здраво оценивал свои возможности.

Сын Ярослава II Всеволодовича, Великий князь Владимирский и общерусский лидер, Александр, в 1236 году был избран князем Новгородским (преимущественно военная должность). В 1239 он женился на Александре, дочери князя Полоцкого.

Некоторое время назад, новгородцы вторглись на финскую территорию, которая находилась под контролем шведов. В ответ на это, а также желая перекрыть русским доступ к морю, в 1240 году шведы вторглись в Русь.

Александр одержал значимую победу над шведами в устье реки Ижоры, на берегу Невы, вследствие чего и получил почетное прозвание Невский. Однако, несколько месяцев спустя, Александр был изгнан из Новгорода из-за конфликта с новгородским боярством.

Несколько позже, Папа Римский Григорий IX стал призывать тевтонских рыцарей к “христианизации” Балтийского региона, хотя жившие там народности уже были христианами. Перед лицом этой угрозы Александр был приглашен вернуться в Новгород, и, после нескольких столкновений, в апреле 1242 года, он одержал знаменитую победу над рыцарями на льду Чудского озера. Таким образом, Александр остановил продвижение на восток и шведов и немцев.

Но была и другая серьезная проблема, на востоке. Монгольские войска завоевали большую часть России, которая не была в то время политически единой. Отец Александра согласился служить новым монгольским правителям, но умер в сентябре 1246 года. В результате этого престол великого князя оказался свободен и Александр с младшим братом Андреем отправились к Бату (Батыю), монгольскому хану Золотой Орды. Батый отправил их к великому Кагану, который возможно назло Батыю, предпочитавшему Александра, нарушив русский обычай, назначил Андрея Великим князем Владимирским. Александр же стал князем Киевским.

Андрей вступил в сговор с другими русскими князьями и западными соседями, против монгольских правителей и Александр воспользовался случаем, чтобы донести на брата Сартаку, сыну Батыя. Сартак отправил войско, чтобы свергнуть Андрея и вскоре Александр занял его место в качестве Великого князя.

 

Как Великий князь, Александр стремился к восстановлению процветания Руси путем строительства укреплений, храмов и принятия законов. Он продолжал контролировать Новгород с помощью своего сына Василия. Это нарушало установленные традиции правления в Новгороде (вече и приглашение на княжение). В 1255 жители Новгорода изгнали Василия, но Александр собрал армию и вернул Василия обратно на престол.

В 1257 году, в связи с предстоящей переписью населения и налогообложением, в Новгороде вспыхнуло восстание. Александр помогал заставить город подчиниться, вероятно, опасаясь, что монголы покарают всю Русь за действия Новгорода. В 1262 году стали происходить восстания против мусульманских сборщиков дани из Золотой Орды, но Александру удалось избежать репрессий, отправившись в Сарай, столицу Орды на Волге, и обсудив ситуацию с ханом. Он также добился освобождения Руси от обязанности поставлять воинов для ханской армии.

По пути домой, Александр Невский умер в Городце. После его смерти, Русь распалась на враждующие княжества, но его сын Даниил получил в княжество Москву, что, в конце концов, привело к воссоединению северных русских земель. В 1547 году русская православная церковь причислила Александра Невского к лику святых.

Ледовое побоище

Ледовое побоище (Чудское озеро) произошло 5 апреля 1242 года, во время Северных Крестовых походов (12-13 вв.).

Армии и Полководцы

Крестоносцы

  • Герман Дерптский
  • 1 000 – 4 000 человек

Русские

  • князь Александр Невский
  • князь Андрей II Ярославич
  • 5 000 – 6 000 человек
Ледовое побоище – предыстория

В тринадцатом веке, папство пыталось заставить православных христиан, проживающих в Балтийском регионе, принять папскую верховную власть. Не смотря на то, что предыдущие старания не увенчались успехом, в 1230-х годах была предпринята новая попытка создать в Прибалтике церковное государство.

Проповедуя Крестовый поход в конце 1230-х годов, Вильгельм Моденский организовал западную коалицию, чтобы вторгнуться в Новгородскую землю. Это папское действие против Руси совпадало с желанием шведов и датчан расширить свои территории на восток, поэтому оба государства начали поставлять войска для похода, так же как и рыцари Тевтонского ордена.

Торговый центр региона, Новгород, как и большая часть Руси, в недалеком прошлом подвергся нашествию со стороны монголов (новгородские земли подверглись разорению лишь частично, и на сам Новгород монголы не пошли пер.). Формально оставаясь независимым, в 1237 году Новгород принял монгольское господство. Западные захватчики рассчитывали, что нашествие монголов отвлечет внимание Новгорода и что это подходящее время для нападения.

Весной 1240 года шведские войска начали продвижение в Финляндию. Встревоженные жители Новгорода призвали недавно изгнанного князя Александра обратно в город, чтобы возглавить войско (Александр был изгнан и призван обратно уже после Невской битвы пер.). Спланировав кампанию против шведов, Александр разгромил их в битве на Неве и получил почетное прозвание Невский.

Кампания на юге

Хотя в Финляндии крестоносцы потерпели поражение, на юге им повезло больше. Здесь, в конце 1240 года, смешанным силам рыцарей Ливонского и Тевтонского орденов, датских, эстонских и русских войск удалось захватить Псков, Изборск, и Копорье. Но в 1241 году Александр отвоевал восточные земли Невы, а в марте 1242 года освободил Псков.

Желая нанести крестоносцам ответный удар, он в том же месяце совершил рейд на земли Ордена. Покончив с этим, Александр начал отступать на Восток. Собрав свои войска в этом регионе воедино, Герман, епископ Дерптский, отправился в погоню.

Ледовое побоище

Хотя войска Германа были малочисленнее, оснащены они были лучше, чем их русские противники. Погоня продолжалась, и 5 апреля войско Александра ступило на лед Чудского Озера. Пересекая озеро, в самом узком месте, он искал хорошую оборонительную позицию и ею оказался восточный берег озера, с выступающими из неровной земли ледяными глыбами. Развернувшись на этом месте, Александр выстроил свою армию, поместив пехоту в центр, а кавалерию на фланги. Прибыв на западный берег, армия крестоносцев построилась клином, расположив тяжелую кавалерию во главе и по флангам.

Двигаясь по льду, крестоносцы добрались до места расположения русского войска Александра. Их движение замедлилось, поскольку им приходилось преодолевать неровности и нести потери от лучников. Когда обе армии столкнулись, началась рукопашная схватка. Пока бушевала битва, Александр приказал своей кавалерии и конным лучникам напасть на крестоносцев с флангов. Устремившись вперед, они вскоре успешно окружили войско Германа и начали его избиение. Поскольку битва приняла такой оборот, многие крестоносцы начали пробиваться обратно через озеро.

Согласно мифам, крестоносцы начали проваливаться под лед, но скорее всего, провалившихся было немного. Видя, что враг отступает, Александр разрешил преследовать его только до западного берега озера. Потерпев поражение, крестоносцы были вынуждены бежать на Запад.

Последствия Ледового побоища

В то время, как о потерях русских потерях с достаточной точностью не известно, установлено, что около 400 крестоносцев погибло и еще 50 были захвачены в плен. После битвы Александр предложил щедрые условия мира, которые были быстро приняты Германом и его союзниками. Поражения на Неве и Чудском озере фактически прекратили попытки Запада подчинить себе Новгород. Основанное на незначительном событии, Ледовое побоище впоследствии легло в основу российской антизападной идеологии. Этой легенде способствовал фильм Александр Невский, снятый Сергеем Эйзенштейном в 1938 году.

К легенде и иконографии Ледового побоища в пропагандистских целях обращались во время Второй мировой войны как к описанию защиты России от германских захватчиков.

0

Влияние Византии на Россию

0

Influence of Byzantium on Russia

Влияние Византии на РоссиюК концу десятого века (обычно приводят дату 988 год) князь Владимир Святославич Киевский сделал христианство официальной религией своего народа, Руси. При выборе веры он должен был выбрать между двумя институциональными структурами – западной (латинской) церковью, находящейся под властью Папы Римского, и восточной (греческой) церковью, находящейся под властью Константинопольского патриарха (Византии). Хотя две церкви в то время официально не враждовали, в 1054 году произошел Великий раскол (схизма) – и с тех пор они на протяжении веков отдалялись друг от друга. Владимир выбрал византийцев, и это стало судьбоносным решением с множеством последствий. Тем не менее, характер и масштабы византийского наследия, доставшегося Руси, всегда были предметом споров.

Некоторые утверждали, что, поскольку христианство было внедрено из Византии, то образовавшуюся культуру нельзя называть просто возникшей под влиянием Византии: она была именно византийской, просто развитой в местных условиях. Другие, напротив, подчеркивают активные культурные заимствования, а именно, принятие и адаптацию некоторых элементов византийской культуры, что значительно повлияло на русскую культуру. Таков разброс мнений.

Семьсот лет после официального перехода в православие культурное самовыражение среди восточных славян Руси, а затем и Московии, было полностью ограничено праздниками и торжествами, свойственными христианству, и, следовательно, унаследованными – прямо или косвенно – из Византии. В живописи это проявилось в иконописи: это было не совсем искусство в современном смысле этого слова (как продукт творческой деятельности отдельных художников), а одухотворенное изображение, истинный и правильный образ, находящийся в соответствии со сформировавшимся образом святого. В архитектуре преобладали церкви византийского образца. Что же касается письменности, то 90 или более процентов всего, что было написано, было скопировано и переведено на русский с греческого языка.

 

Со временем культурная среда приобретала, конечно, некоторые национальные особенности, например, иконостас в полный рост, или ярусная крыша с луковичными куполами. В целом, однако, отсылки к византийскому искусству были очевидны, и Византия оставалась признанным авторитетом.

Таким образом, византийские духовные лица, посещая Русь, видели много знакомого в обстановке, но все же они не чувствовали себя как дома. Например, в самой Византии поддерживали традиции классической греческой системы обучения, а вот на Руси до конца семнадцатого века на это внимания не обращали. В Византии действовал большой свод законов. На Русь вместе с христианством пришло церковное (каноническое) право, но на практике оно действовало лишь частично, с учетом местных обычаев, и в то же время византийское гражданское право (возникшее на основе римского права), кажется, вообще не повлияло на русскую судебную систему. Таким образом, Русь не восприняла византийскую культуру целиком. Заимствования были частичными, избирательными, и получившаяся культура не была простой копией византийской.

Постепенное перенимание Русью византийской культуры в позднее средневековье несколько парадоксально: тогда как визуальные элементы (такие, например, как стили живописи и архитектуры) стали постепенно приобретать местный колорит, невизуальные элементы (например, идеология) постепенно проникали в официальную жизнь. В Московском государстве в шестнадцатом и семнадцатом веках развитие византийской культуры достигло максимума, и оно стало относительно единой империей во главе с самодержцем, поддерживаемым все растущим штатом чиновников.

Кроме того, после взятия Константинополя турками в 1453 году, Русь стала единственной православной империей и, следовательно, позиционировалась как преемник Византии. Это нашло отражение в нескольких аспектах: введении титула царя, учреждении должности патриарха вместо митрополита, продолжении имперской родословной московской династии от Римской империи. Не надо забывать, что Москва именовалась “третьим Римом”.

Реформы Петра Великого привели к решительному разрыву с традициями. Перенос столицы в Петербург стал радикальным шагом, демонстрирующим отказ от византийского наследия, и теперь новой моделью стала Западная Европа, будь то в архитектуре, живописи или в печати, литературе или философии. Церковь продолжала выпускать иконы и хранить древнюю веру, но она уже не была главной властительницей дум.

Все-таки, означает ли это, что византийская составляющая русской культуры целиком и полностью исчезла? Может быть, а может быть и нет. Вопрос о византийском наследии в послепетровской России периодически вызывает споры. Некоторые историки считают русский византизм пережитком прошлого, а другие полагают, что он продолжал развитие и после Петра (в русле истинно русской духовности или, наоборот, в свете самодержавной, авторитарной теократической формы правления). Это еще один пример спора, который невозможно разрешить объективными доводами – он больше идеологический, чем исторический. Тем не менее, из-за таких дебатов византийское наследие России по-прежнему живо (по крайней мере, в качестве вопроса для обсуждения) по прошествии более чем тысячи лет.

0

Политический строй Киевской Руси

0

Политический строй Киевской РусиИстория как наука сформировала несколько мнений относительно характеристики политического строя Древней Руси.

Официальная российская историография характеризует Древнюю Русь IX-XI веков как уже вполне сложившееся раннефеодальное государство с сохранением пережитков территориально-соседских отношений.

Во главе государства стоял великий князь. Само государство было разделено на несколько земель, каждая из которых была, по сути, достаточно автономной, особенно в экономическом отношении. Будучи военно-политическим союзом, молодое славянское государство стало не только сильным в политическом и экономическом отношении, но и превратилось в мощного и влиятельного соперника для своих соседей.

Великие князья теперь не только выполняли функции полководцев и военных вождей, но и принимали активное участие в законодательной и судебной деятельности, вмешивались в торговые отношения и развивали их. Великий князь имел право сбора налогов (налоговый контроль), судопроизводства (верховный судья), военачальника (возглавлял оборону государства) и заключал международные договоры. Первыми международными договорами Руси были договоры, регулирующие правила торговли на территории других стран (известны договоры Руси с Византией).

Непосредственно правление князя поддерживалось дружиной, это было то сословие, которое напрямую зависело от милостей князя и поэтому во всем осуществляло его политику. Дружинники как представители военного сословия получали жалованье за свою службу и состояли при дворе великого князя на условиях полного довольствия. Сначала основу дружины составляли варяги, потом их сменили представители кочевых народов. Старшие из дружинников входили в число высших представителей администрации великого князя, то есть разделяли с ним право управления и принятия решений. Их стали называть боярами. Самые родовитые и достойные из них входили в княжеский совет, который принимал самые важные государственные решения.

К XI веку власть великого князя стала неограниченной и передавалась по наследству по прямой линии – от отца к сыну. Так произошло формирование династии русских князей-правителей. Столицей Древнерусского государства стал город Киев, и великий князь, находясь там, стал центром военной, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Народное вече долгое время сохранялось наряду с властью великого князя, но практически уже утратило свое политическое влияние к XI веку, превратившись в номинальный орган управления.

0
Авторизация
*
*
Генерация пароля