Домой Блог Страница 33

История Иерусалимского храма

0

Иерусалимский ХрамСтена Плача (на иврите Котель Маарави), – это все, что осталось от легендарного Иерусалимского Храма. Для иудеев эти древние руины не только скорбный символ утраты, но и самое святое место паломничества…

Вблизи Стены приходится задирать голову, чтобы увидеть уходящие ввысь мощные каменные ряды. Они выщерблены ветрами, дождями, тысячелетиями. Внизу – отшлифованы миллионами прикосновений, поцелуями верующих, тысячами записок с просьбами к Богу, всунутых меж каменных глыб.

Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.

(Книга Исход, глава 34)

С тех пор как родоначальнику еврейского народа пророку Аврааму было дано обещание Божие, гласившее, что будет у Авраама потомство бесчисленное, как “песок земной”, а обещание это скреплено Заветом (договором) с Богом, никто из детей Израилевых не имел возможности говорить с Богом. И лишь после того как Моисей, выведший свой народ из египетского плена, пришел в Синайскую пустыню, ему было откровение Божие. 40 дней и 40 ночей провел Моисей на горе Синай, после чего вернулся к людям и донес до них 10 заповедей, начертанных на двух каменных скрижалях. Бог также повелел Моисею, в точности с Его описанием, устроить Скинию (Мишкан) – переносной храм, в виде шатра. Скиния, возведенная Моисеем за один год, стала предтечей великого Храма, но и это временное сооружение являло собой зрелище более чем внушительное.

В центре огромного двора, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный занавесом на две части. Первая комната располагалась напротив входа и называлась Святым Местом. Здесь размещался Жертвенник всесожжения, золотая Менора – семирожковая лампа и стол с ритуальным хлебом, на котором лежало 12 хлебов (“хлебы предложения”), символизировавшими 12 колен Израилевых, то есть 12 родов. Второе помещение, скрытое занавесом, называлось “Святое Святых”, внутри которого хранился Ковчег Завета.

Когда Скиния была готова, Моисей освятил ее со всеми находившимися в ней принадлежностями священным миром, и она стала Домом Господа на земле. Все, что находилось в Скинии, было исполнено глубочайшего смысла. Главным ее сокровищем являлся Ковчег Завета, где хранились две каменные скрижали Завета, данные Моисею Богом, золотая чаша с манной небесной, которая питала еврейский народ во время его сорокалетнего скитания по пустыне, а также жезл Аарона, расцветший в доказательство, что именно его, брата Моисеева из колена (рода) Левитов, Бог избрал первосвященником.

Ковчег Завета был сделан из акации, внутри же и снаружи отделан золотом. Внизу с каждой стороны Ковчега было по два кольца, чтобы можно было вставлять шесты и таким образом переносить его во время походов. Сверху Ковчег был закрыт массивной крышкой, (капорет – чистилище). Поверх крышки были установлены лицом друг к другу два литых из золота Херувима, осенявшими крыльями Место Прощения. Один раз в году, в День Искупления, первосвященник, и никто другой, окроплял Место Прощения кровью жертвенного животного во искупление прегрешений всего народа Израильского. Оно символизировало видимый трон невидимого Бога и было самым священным в Скинии.

Первое Святилище – Скиния служила евреям 480 лет, во всех скитаниях и походах Ковчег Завета был вместе с народом. Новой страницей в истории этой святыни стало в конце XI века до н.э. воцарение Давида. Через 7 лет он направился со своим войском в поход, чтобы завоевать город иевусеев Иршалем и сделать его столицей Иудейского царства. И хотя Иршалем, иначе называемый крепостью Сион, считался непреступной твердыней, Давид через вертикальный подземный ход, вырытый жителями, чтобы иметь безопасный путь к единственному в этих местах источнику воды, вместе со своими воинами проник в город и захватил его.

Царь назвал город Иерусалимом. Давид возвел в нем роскошный дворец и бережно перенес в новую столицу Ковчег Завета. И хотя самому царю Давиду не было дано благословение на строительство, ему было возвещено, что Храм будет построен его сыном Соломоном, мудрое царствование которого не будет запятнано кровью, пролитой в войнах. Поэтому Давид возвел на горе Мориа только алтарь. Эта гора с незапамятных времен у евреев считалась священным местом. По легенде, здесь совершил жертвоприношение еще Ной после Великого Потопа. Сюда же Авраам привел своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, тем самым доказав свою преданность Богу.

И именно здесь в 967 году до н.э. Соломон “начал строить дом Господень в Иерусалиме…” (2-я кн. Паралипоменон, 3) по плану, разработанному его отцом совместно с Верховным Судом (Синедрионом). Материалы для Храма частью были заготовлены царем Давидом, а частью присланы дружественным Соломону Тирским царем Хирамом. Для строительства использовались местный песчаник, кипарис и ливанский кедр – самый дорогой материал того времени, являвшийся символом власти и могущества.

Через 7 лет после начала строительства Храм был закончен. Освящая Храм, царь Соломон произнес примерно следующее: “Храм этот будет святым для всех, и чужой, не из народа Израиля, придет к тебе” (3-я кн. Царств, 8). Когда священники вышли из Святилища, облако наполнило Дом Господень, ибо Шехина (от евр. шакан – обитать), символизирующая видимое присутствие Бога среди людей, вошла в него. Согласно древнееврейским верованиям, Бог может материализоваться на Земле, явление это называется Славой Господней или Шехиной Славы и происходит крайне редко.

Иерусалимский Храм не был предназначен для молитвы, главным действом было жертвоприношение, призванное очищать от грехов. Возведение Иерусалимского Храма определило значение Иерусалима как исключительного места, места притяжения всего еврейского народа. Ритуал жертвоприношения предусматривал участие в богослужении всех людей, а не только священников. Любое событие, происходящее в жизни еврея, должно было сопровождаться принесением жертвы. Эту жертву зарезали в Храме и ее кровью кропили Жертвенник, затем каждый приносивший жертву должен был забрать ее себе, зажарить и в тот же день съесть в Иерусалиме на праздничной трапезе вместе с родственниками и друзьями.

Помимо этого, Храм был также и главным экономическим центром Иудейского государства, так как его хранилище было фактически государственной казной. Именно из Храмовой казны выделялись средства на ежегодную починку и строительство дорог. А так как и частная и общественная жизнь каждого еврея должна была точно соответствовать религиозным законам, то Храм являлся еще и основным центром государственной судебной системы.

Его значение в жизни еврейского народа трудно переоценить. Тем ужаснее стало его разрушение. “В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег Дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сжег огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей” (4-я кн. Царств, 25:8-10). Так сбылось пророчество, что накажет Бог народ еврейский за порочность и беззаконие. Наказание явилось в лице Вавилонского царя Навуходоносора II, который на 19-м году своего царствования, то есть в 586 году до н.э., захватил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилон.

Долгие годы длилось вавилонское рабство еврейского народа, посланное им Богом во искупление грехов, в течение которых они были отлучены от Земли Обетованной и от руин священного Храма. Но в годы вавилонского плена, в котором находился и пророк Иезекииль, было ему видение от Бога, в котором он видел в деталях новый Храм, стоящий на том же месте, что и Храм Соломона. И лишь в 538 году до н.э. с разрешения персидского царя Кира, покорившего Вавилонию, в Иерусалим начали возвращаться первые переселенцы, ведомые старейшиной Заровавелем. На второй год после возвращения из Вавилона началось строительство Храма, и в 516 году он был, наконец, возведен. Через 70 лет после разрушения Храма Соломона.

Второй Храм Иерусалимский не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде, после разрушения Храма он был увезен в Вавилон, но точная его судьба не известна.

В долгой истории Второго Иерусалимского Храма было всякое. Во времена сирийского царя Антиоха Епифана IV (175–164 гг. до н.э), под чьим управлением в то время находилась Иудея, Храм был осквернен и служба в нем приостановилась. Но в 164 году до н.э. после восстания Маккавеев Храм был очищен от скверны, обновлен, и возобновлено зажигание Меноры. С этих пор был установлен еврейский праздник Ханука, посвященный очищению Храма.

Своего наивысшего расцвета Второй Храм достиг во времена правления царя Ирода Великого, в конце I века до н.э. он был практически полностью перестроен, так что от прежнего Храма, возведенного Заровавелем, не осталось почти ничего. Но он продолжал называться Вторым Храмом. Перестроенный Храм возвышался на белом мраморном цоколе с лестницей перед главным входом. В Святилище располагались светильник, стол для Хлебов Предложения и Жертвенник.

Роковую роль в истории Храма сыграла Иудейская война 66—73 годов, которая смирила гордыню непокорных Риму иудеев. 70-й стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Храма Иерусалимского. 9 августа (9 ава по еврейскому календарю), в тот же самый день, когда вавилоняне подожгли Храм Соломона, запылал и Второй Храм. Он горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая Гора была распахана. Было пленено почти 100 000 жителей, а погибших от меча, голода и всего плененных за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, насчитывалось около 1 миллиона 100 тысяч человек. Менора и алтарь из разрушенного Храма по приказу императора Тита были отправлены в Рим. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Спустя 66 лет римский император Адриан в построенной на руинах Иерусалима колонии Элиа Капитолина на священной горе установил храм Юпитера и собственную статую, обращенную лицом на восток.

Все дальнейшие попытки евреев возродить Храм Господень потерпели крушение. Даже официальное разрешение императора Юлиана Отступника, данное на возведение нового Храма в 362 году, не смогло изменить предопределенной ему участи – землетрясения и пожары безжалостно уничтожали дело рук его строителей… Сертификация пожарной безопасности

Так евреи лишились своей святыни, места, где был Дом Господа на Земле. В первый раз они были наказаны за грехи идолопоклонничества, кровосмешения и кровопролития, во второй – за беспричинную междоусобную вражду. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слез, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

Существует предание и о том, что во время возведения Второго Храма Западную стену строили бедняки, которые вложили в нее весь свой труд и всю свою душу. И что при разрушении Храма с небес спустились ангелы и распростерли над этой стеной свои крылья, произнеся: “Эта стена, труд бедняков, никогда не будет разрушена”.

Согласно христианскому преданию, Иерусалимский Храм будет восстановлен незадолго перед Вторым Пришествием Иисуса Христа. Или перед Концом Света, смотря кто что ожидает.

0

Юлий Цезарь и Клеопатра

0

Julius Caesar and Cleopatra

Юлий Цезарь и Клеопатра

Согласно легенде, римский император и египетская царица стали любовниками после того, как Клеопатру, завернутую в ковер, в тайне от любопытных глаз, доставили во дворец на встречу с Цезарем.

То, что Клеопатра прибыла к Цезарю завернутой в ковер – это, конечно, всего лишь легенда. Но то, что она прибыла в тайне – несомненно. Красота и обаяние юной правительницы сразу же покорили римлянина, и, в итоге, Клеопатре удалось получить египетский трон в полное свое распоряжение.

Клеопатра VII стала царицей Египта в 51 году до н.э. в возрасте 18 лет, унаследовав престол от своего отца Птолемея XII Авлета. 4 года до смерти царя Клеопатра выступала в роли его соправителя. Птолемей скончался, и согласно его завещанию Клеопатра должна была выйти замуж за своего младшего брата Птолемея XIII. Помпей Великий в Риме подтвердил волю египетского царя.

Новая царица Египта была вынуждена править одна, так как ее брат Птолемей был еще ребенком и находился под присмотром визиря Потина. Вскоре молодой царь и его визирь начали готовить заговор против Клеопатры с целью свергнуть ее с престола, чтобы Птолемей смог править сначала с помощью Потина, а после совершеннолетия — самостоятельно. Клеопатра была вынуждена бежать в Сирию.

Убийство Помпея

После гражданской войны между сторонниками Цезаря и Помпея Великого, последний бежал в Египет, где был схвачен и обезглавлен по приказу Птолемея и Потина. Юный фараон и его наставник таким образом пытались заслужить расположение Цезаря, но когда в 48 году до н.э. Птолемей прибыл в Александрию, чтобы передать Цезарю голову его врага, новый правитель Рима отнесся к молодому царю с презрением и обвинил его в жестокости, потребовав похоронить Помпея.

Цезарь и Птолемеи

Отец Клеопатры и Птолемея XIII считался другом Рима. Цезарь знал Клеопатру еще совсем юной, когда она с отцом скрывалась в Риме с 58 по 55 годы до н.э. после восстания, вынудившего ее отца искать убежище в другой стране. В Риме он заявил свои права на египетский трон и с помощью взяток добился вмешательства Рима, который вернул царю власть в Египте.

Следующая встреча Цезаря и Клеопатры состоялась в Александрии, когда юную царицу тайно доставили к императору. Цезарь был очарован. Используя свою привлекательность и обаяние Клеопатра соблазнила его, тем самым обеспечила себе поддержку римского диктатора. Визирь Птолемея XIII Потин был убит.

Птолемей и Клеопатра

Но мир в семье продолжался недолго. Птолемей и их еще одна сестра, Арсиноя IV, объединили свои армии против царицы, которая не желала делить власть со своим братом-мужем. Благодаря поддержке Цезаря им удалось выбить войска Птолемея и Арсинои из Александрии. Ее брат утонул, пытаясь переплыть Нил, а Арсиноя бежала в Малую Азию.

Сын Цезаря

Со смертью брата Клеопатра, наконец, получила то, что хотела – она стала единолично управлять страной. Однако незамужний правитель-женщина – было неприемлемым явлением в Египте, поэтому, чтобы обезопасить свой трон, Клеопатра должна была выйти замуж за другого своего брата Птолемея XIV, которому было всего 11 лет. Но прежде, чем сделать это царица отправилась с Цезарем в двухмесячное путешествие по Нилу и они стали любовниками.

В 47 году до н.э. Клеопатра родила мальчика – Цезариона. Он стал единственным из оставшихся в живых детей Цезаря, так как у римского диктатора, который к тому времени был уже трижды женат, из родных детей была только дочь Юлия от первой жены, Корнелии, которая умерла при родах спустя 12 лет после замужества. Юлия позже вышла замуж за Помпея и умерла родами за несколько лет до рождения Цезариона.

Цезарь и Клеопатра в Риме

Клеопатра и Цезарион прибыли в Рим и расположились в императорском дворце, который был построен специально для них. Здесь они жили вплоть до убийства Цезаря в 44 году до н.э. После его смерти Клеопатра пыталась добиться, чтобы Рим признал Цезариона наследником Цезаря, но безуспешно, и в конце концов она вернулась в Александрию.

0

Норманны в Восточной Европе

0

The Normans in Eastern Europe

Призвание варяговРоль норманнов в истории Западной Европы хорошо известна и на самом деле имеет большое значение. Но их экспедиции и завоевания в Восточной Европе имели далеко идущие и долговременные последствия, так как появление скандинавских викингов, так называемых варягов, связано с происхождением в будущем крупнейшего и сильнейшего славянского государства – России.

Вся эта история, детально изложенная в первой русской хронике – Повести Временных Лет, вызывает противоречий больше, чем любая другая проблема европейской истории. Легендарный Рюрик, который был приглашен восточнославянскими и финскими племенами новгородского региона, и прибывший туда из Скандинавии в 862 году, был идентифицирован как Рёрик Ютландский, датский конунг, упомянутый в западных источниках того времени. Исходя из всего того, что мы о нем знаем, можно предположить, что он действительно предпринял экспедицию в Новогород, приблизительно в 854-856 годах и организовал там государство, которое под его правлением вскоре расширилось к югу по водному пути – “из Варяг в греки” – по Двине и Днепру. Но также точно и то, что задолго до Рюрика нормандские викинги из Швеции появились на территории современной России и на Черном море, используя сначала более долгий маршрут: по Волге и Дону.

Рёрик Ютландский в Википедии

Рёрик Ютландский

Представители этих русских шведского происхождения, возвратившись из Константинополя, отправились в 839 году в Ингельхайм в Германии и были отправлены к своему кагану (как был назван их правитель на хазарский манер) императором Луи I. А в 860 году русский флот впервые атаковал Византийскую империю, понеся, однако, большие потери, так как город храбро защищался под руководством Фотия (патриарха Константинопольского). Также вполне возможно, что центр первого русского каганата был где-то в Азовском регионе, возможно в Тмутаракани, на восточной стороне Керченского пролива, где русские, сначала появившись как купцы, затем – как завоеватели, стали независимы от Хазарской империи в начале IX века.

С другой стороны, довольно сомнительно, что название “Русь“, которым ошибочно обозначается Россия и русские произошло в том же регионе или в общем cреди славянских или аланских племен северного Причерноморья. Более убедительной кажется традиционная интерпретация этого названия: образованная от имени Ruotsi, данного нормандским варягам финнами. Эта языковая загадка не столь важна для историка, если она не связана с проблемой норманистов и анти-норманистов, которая берет начало в XVIII веке и далека от решения даже сегодня.

Согласно первой из этих двух школ, именно норманны, принеся даже название «Русь» из Скандинавии, сыграли решающую роль в образовании русского государства, дав племенам восточных славян первую политическую организацию и оставаясь их настоящими правителями на протяжении IX и X веков. Анти-норманисты сокращают их роль до случайного сотрудничества между разными группами викингов, которые в течение этого времени и может быть даже раньше, пришли на территорию Славянской страны, где уже использовалось имя «Русь». Это объединение опытных воинов могло приобрести вес, но их было сравнительно мало и викинги, включаю династию, основанную Рюриком, были вскоре поглощены и славянизированы.

Призвание варягов. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Призвание варягов. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Школа анти-норманистов, конечно, способствовала конструктивному пересмотру упрощенного отсчета, сделанного в Повести Временных Лет, который был составлен в XI веке. Но кажется невозможным оспаривать норманнскую инициативу в создании одного или более «русских» государств и в процессе объединения множества племен, на которые были поделены восточные славяне. Сам факт, что благодаря этому процессу все племена, перечисленные в Повести Временных Лет, получили общее название, едва ли можно переоценить, каково бы ни было его происхождение.

Это постепенное объединение под одной и той же нормандской династией и использование общего имени – Русь, поначалу означавшее предводителей варягов, а позже – всех людей под их правлением, не подразумевало исчезновение всех различий, которых было не меньше между племенами Восточных славян, чем между Славянами запада или юга. Даже с чисто лингвистической точки зрения, по крайней мере, две группы – северную и южную – можно выделить среди этих племен.

Не менее важна и разница между восточными славянами, которые остались на родной земле и теми, кто постепенно, по мере появления норманнов, колонизировал северо-восточные финские территории, смешиваясь с коренным населением. И поскольку имена Россия и Русский специфично применимы к нации, которая была сформирована в этом северо-восточном колониальном регионе, довольно спорной является связь этих имен с Русью и всеми восточнославянскими племенами, даже с предками современных украинцев и белорусов. Для последних будет более подходящим обозначение Белые Русины (White Ruthenians), так как в латинских источниках обе западные группы восточных славян обычно назывались Ruthenians, от славянского Rusini, образованного от Русь и ясно отделенное от Московской Руси (Rossiia). Менее желательно называть последнее Великой Россией и старую Рутению (old Ruthenia = Украина) Малой Россией, хотя это и поддерживается греческой терминологией конца Средних Веков.

Племя словенцев в новгородском регионе, которое первым попало под управление Рюрика, является действительно русским, в определенном Большом Русском смысле и должно было сыграть ведущую роль в колонизации соседних финских территорий задолго до того, как Москва появилась в истории. Продвигаясь по земле кривичей, которые с ветвью полочан полотского региона в будущем станут белыми русинами, норманны, под предводительством двух бояр Рюрика – Аскольда и Дира, прошли вниз по Днепру. Пройдя между дреговичами и древлянами на западе, и радимичами и вятичами на востоке – все эти племена были завоеваны позже, норманны прибыли на земли полян вблизи Киева. Вероятно, около 858 года они установили свою власть в этом важном центре, который все еще платил дань хазарам и фактически управлялся мадьярским вождем. Двадцатью годами позже Олег, правящий после смерти Рюрика от имени малолетнего Игоря, после захвата городов Верхнего Днепра, включая Смоленск, хитростью захватил Киев. Аскольд и Дир были убиты, а вся территория от Новгорода до Киева была объединена под одним варяжским правителем.

Норманны

Норманны

Племена киевского региона, несомненно, являются предками сегодняшних украинцев; но не только поляне, но и их западные соседи, дулебы в Волыни (поэтому иногда называемые волыняне) так же как и северяне к востоку от реки Днепр. Древляне должно быть тоже принадлежали к той же этнической и языковой группе, но дреговичи к северу от них, могут ассоциироваться с белыми русинами позднего периода, в то время как радимичи и вятичи, распространившись по бассейну Волги, были основной составляющей будущей Великорусской группы. Украина еще не являлась именем собственным, применимо к территории на обеих сторонах нижнего Днепра, как это стало с XVI века, а было общим обозначением любой пограничной области. Типичными пограничными жителями, живущими к югу от полян в степях между ними и Черным Морем были уличи и тиверцы – два племени, которые, как обычно предполагается, принадлежали к той же группе, хотя они должно быть смешивались с народами азиатского происхождения, один за другим мигрировавшими через эти ворота к Венгрии и Балканам.

Для Киевского государства имелась очень актуальная проблема: как обеспечить контроль над этими степями, так как это являлось обязательным основанием для дальнейшего продвижения к Константинополю, как по суше, так и по морю. Уже в начале X века, когда мадьяры покинули эту территорию и обосновались за Карпатами, эта цель, казалось, была достигнута. Собственно говоря, Олег, вскоре после захвата Киева, завоевал древлян и северян, которые формально были подвластны хазарам, а в 907 году предпринял первую кампанию против Византии. Тиверцы, в числе других племен, также приняли участие в этой кампании. Подробности осады Константинополя возможно легендарны, но Повесть Временных Лет также содержит пересказ русско-византийского договора, подписанного в том же году и полный текст дополнительного соглашения 911 года. Русские получили огромную контрибуцию, а их торговые отношения с Византией были улучшены через детальные условия, принятые на основе полного равенства.

Восточно-славянские племена

Восточно-славянские племена (нажмите, чтобы увеличить)

Один или два года спустя Олег умер и его сменил Игорь, внук Рюрика. Он расширил набеги варягов до Анатолии и Закавказского региона. Достаточно сильный, чтобы погасить восстание древлян, Игорь, тем не менее, потерпел серьезные неудачи в своих смелых экспериментах, а еще один тюркский народ – печенеги или пацинаки – в первый раз вторглись в Киевское государство и вскоре стали постоянной угрозой его безопасности. Тем не менее, в 944 году, незадолго до конца своего правления, Игорь, как и его предшественник, организовал кампанию против Византийской империи. Он даже использовал орду печенегов в качестве подкрепления. Но Игорь всего лишь достиг Дуная и мирный договор следующего года, который был менее выгодным для русских по его коммерческим условиям, включал политические соглашения, направленные против хазар и Волжских булгар. Также возможно, что правитель Тмутаракани, который был заинтересован в отношениях с этими народами, был среди князей, которые, помимо ”великого князя“ Игоря, заключили этот договор. Но даже киевская земля не была еще полностью под его контролем, и в том же году он был убит древлянами, у которых он вымогал повышенную дань.

Киевское государство

Киевское государство

Отомстив за его смерть, вдова Игоря, Ольга, которая, возможно, была славянского происхождения, несмотря на свое скандинавское имя, несколько лет правила от имени их малолетнего сына Святослава, который был первым в варяжской династии, получившим славянское имя. Ольга усовершенствовала управление Киевским государством и первой осознала, что для вступления в сообщество европейских стран государство должно быть обращено в христианство. В договоре 945 года, помимо языческого большинства, уже упоминается ”христианская русь“. Именно из Византии со дней Фотия христианская вера распространялась среди славянского населения и их норманнских правителей. Но Ольга, возможно, крестившись в Киеве в 955 году, хотела получить для своей страны автономную церковную организацию и с этой целью вела переговоры и с Восточным и с Западным христианством, так же как это делали до своего обращения болгары. И хотя, даже в X веке еще не было раскола между Римом и Византией, проблема имела самое большое значение для будущего.

В 957 году Ольга первый раз отправилась в Константинополь, где была официально принята императором Константином Багрянородным. Возможно, что они не пришли ни к какому соглашению, так как через два года она отправила своих послов к немецкому королю Отто I с просьбой прислать в Киев епископа. Это произошло до коронации Отто папой как Римского Императора, но в любом случае это привело бы Россию под папскую власть и под западное влияние.

Так же, как и в случае с Моравской церковью почти ста годами ранее, сказалось бы германское влияние. В этом случае, тем не менее, с политической точки зрения проблема была бы менее опасной по причине большого расстояния между обеими странами, которые были отделены всеми западными славянами. Тем не менее, после первоначальных трудностей, возникших, возможно, именно из-за этого расстояния, немецкий монах, назначенный епископом, наконец-то достиг Киева, но не был принят и в 962 году вынужден был вернуться назад.

В это время, когда Отто I занимался своими имперскими проектами в Италии, Киевом уже правил сам Святослав. Неудача с установлением католической духовной организации была вызвана не только проблемой автономии, но и недостатком заинтересованности со стороны князя, который показал все отличительные черты язычника-викинга. Его стремления сначала были направлены против востока, где две его экспедиции, в 963 и в 968 годах, разрушили Хазарскую империю. Тем не менее, он не был способен постоянно завоевывать эту обширную территорию, которая теперь была открыта для новых вторжений из Азии. После похода в Тмутаракань и набега на Волжских булгар, в перерыве между двумя своими восточными кампаниями, он был вовлечен в проблемы Византии и Балкан. Несмотря на опасность, грозящую Киеву со стороны печенегов, он был полностью поглощен завоеванием Дунайской Болгарии, где он хотел установить свою столицу. В конце концов, и болгары, и греки объединились против него и в 971 году, после нескольких поражений, Святослав должен был отказаться от своих требований. В следующем году на обратном пути в Киев он был убит печенегами.

Интермедия приключений Святослава задержала преобразование и определение организации Киевского Государства. Норманнский элемент, так значительно участвовавший в образовании этого государства, был, тем не менее, практически поглощен восточнославянским населением, которое теперь было готово к присоединению к другим славянам – западным и южным, в процессе вступления в европейское сообщество.

From “History of East Central Europe” by Oscar Halecki

Михаил Задорнов, проведя серьёзное исследование, подняв не один пласт истории, побывав в самых разных уголках России и мира, дает ответ на вопрос “откуда есть пошла земля русская”.

В своем уникальном фильме Рюрик. Потерянная быль Задорнов пытается приоткрыть завесу с тайн: кто же такие русы и почему варяги никогда не были скандинавами.

0

Лангобарды

0

Lombards

Теоделинда, королева лангобардовГерманское племя, впервые упоминающееся в источниках начиная с первого века нашей эры, проживавшее вдоль реки Эльбы, Ломбарды или Лангобарды (Long Beards, лат: Langobardi –Длиннобородые), очень быстро завоевали себе репутацию особенно жестокого народа. Хотя они время от времени терпели серьёзные поражения, но число их побед над другими варварскими племенами неуклонно росло, а изощрённые в дипломатии вожди умели поддерживать хорошие отношения с аварами, Византией и франками. Наибольшую известность им принесло вторжение в Италию и завоевание большей части полуострова, что перечеркнуло усилия императора Юстиниана по восстановлению Римской Империи. Являясь на момент вторжения большей частью язычниками или приверженцами арианства, Лангобарды сумели установить дружественные отношения с итальянскими епископами и со временем приняли католическое вероисповедание. Их усилия по объединению итальянского полуострова под управлением, конечно же, Ломбардского короля вызывало неподдельную тревогу папы Римского. Эта борьба определила формирование отдельного Папского государства, и привело к уничтожению Ломбардского королевства от руки Карла Великого, пришедшего на помощь папе Римскому.

Происхождение Лангобардов до конца неясно, а древнеримские тексты мало что могут добавить относительно раннего периода их истории. Первое упоминание встречается у Тацита (56-120гг н.э.), который располагал их земли вдоль нижней Эльбы. Более поздние римские источники и средневековые летописи определяют владения Лангобардов в Австрии и далее к югу вдоль Дуная вплоть до Паннонии (территория современной Венгрии).

Павел Диакон, историк, живший в восьмом веке, указывает на скандинавские корни Лангобардов, и приводит версию их миграции на территорию Паннонии. Однако подобные версии в то время и позднее применялись для описания происхождения большинства варварских племён, что ставит под сомнение её истинность. Археологические раскопки того периода указывают на преимущественно скотоводческий характер занятий населения этих территорий. В тоже время, существенное развитие получает организационная структура племени, а их воины зарабатывают свою жуткую репутацию, которую в дальнейшем подтверждают в битвах с множеством кочевых племён и в стычках с Римом.

Достоверно можно утверждать, что к концу пятого века нашей эры Лангобарды населяли территорию Паннонии, откуда в следующем веке начал свои походы энергичный король Аудоин. Во время его правления Лангобарды разрушили государство герулов, а потом эта же судьба была уготована гепидам. Его слава гремела по соседним государствам, вынуждая правителей искать его расположения и радоваться, если удалось заполучить его в союзники. Сам Теодорих Великий, король остготов и правитель Италии, счёл выгодным для себя выдать за Аудоина свою племянницу. Возможно, это обстоятельство существенным образом повлияло на направление дальнейшей экспансии Лангобардов.

Альбоин, сын Аудоина, показал себя превосходным воином ещё во время походов своего отца, и после его смерти продолжил агрессивную политику. Хотя новая битва с гепидами в 565 году оказалась неудачной для Лангобардов, но два года спустя, заключив военный союз с аварами, Альбоин уничтожает армию гепидов и лично убивает их короля. Кроме того, из черепа своего врага Альбоин приказывает изготовить кубок, а дочь покойника становится его женой.

В 568 году Альбоин со 150.000 воинов входит в Италию, уверенный в уязвимости этой территории после разрушительных готских войн и ввиду церковной разобщенности. Формально Альбоин был приглашен в Италию византийским генералом Нарсесом, однако можно только догадываться что за хитросплетения политических интриг и, несомненно, родственных связей, породило данное приглашение.

За короткое время Альбоин захватил всю северную Италию, и даже угрожал Риму, однако его успех был прерван убийством, которое произвёл его же собственный телохранитель, подговорённый женой. Считается, что так она отплатила за длительное использование черепа своего отца в виде кубка.

Смерть Альбоина выявила две существенные слабости в государственной системе Лангобардов, а именно, традиционную выборность короля и усилившуюся знать, желающую полноты власти. В результате, новый король был почти сразу же убит, а выбранный ему на замену Клеф продержался у власти всего 2 года, после чего также был убит в результате заговора. Последовал десятилетний период, когда король не избирался, а Ломбардия управлялась герцогами, которые, тем не менее, продолжали захват Италии, подчинив себе Тоскану, Беневентум и Сполетто. Лангобарды не стремились ассимилироваться с местным населением и держались обособленно, угнетая коренных жителей. Захватнические настроения влекли их не только на юг, но и к северу, что вылилось в поход на Бургундию, который едва не закончился фатально для всего королевства. Лангобардские герцоги встретились с мощью Меровингских франков, укреплённых военным союзом с Византией, и поход закончился полным провалом. В огромной мере из-за этой катастрофы, герцоги решили снова объединиться и выбрать нового короля, которым стал сын Клефа – Аутари (584-590гг). Его правление знаменательно войнами с франками и Византией, а также женитьбой на Теодолинде, дочери баварского герцога. В целом, государство Лангобардов было укреплено, а захваченные франками территории возвращены.

На протяжении седьмого столетия, наследники Аутари продолжали укреплять королевскую власть и проводить политику сохранения этнической обособленности. Распространение влияния в Италии никогда не останавливалось, но в структуре Лангобардского государства произошли существенные изменения, большинство из которых приходятся на правление Агилульфа (590-616), которого выбрала вдова Аутари – Теоделинда, повторно выйдя за него замуж. Во-первых, изменения коснулись престолонаследия, ещё во время правления Агилульфа следующим королём был назначен его сын Аделоальд, а во-вторых, знать, начиная с самого короля, начала принимать католическое вероисповедание.

Этот шаг был, несомненно, инспирирован под влиянием Теоделинды, которая была частой гостьей при дворе папы Григория I и являлась покровительницей ирландского католического миссионера Св. Колумбана. Однако шаги по сближению с папой и католической церковью не увенчались полным успехом, новый король Ариальд (626-636гг) продолжал исповедовать арианство. Действия Теоделинды восстановили против неё существенную часть знати, желающей поддержать свою этническую уникальность.

Во время правления Ротари (636-652гг) арианство укрепляло свои позиции, но в тоже время была произведена кодификация законов Лангобардского королевства. Этот кодекс сочетал германские традиции и богатую юридическую практику римского права, отражая противоречивые отношения Лангобардов и италийцев.

Хотя и переняв многое от своих предшественников, остготов и Римлян, лангобарды ввели и большое количество своих собственных обычаев в социальную и политическую жизнь Италии, что и закрепил кодекс Ротари. Наиболее значимыми чертами правления лангобардов в Италии являлись попытки поддержания их собственной этнической уникальности, что вылилось в ограничение смешения с местным населением. Различие в вероисповеданиях только способствовало этому. Политическая система была организована вокруг персоны короля, правящего из столицы в Павии. Средства в казну поступали от налогов и доходов с государственных владений. Управлять государством королю помогал многочисленный двор, перенявший все отрицательные черты римских бюрократических институтов, и правители на местах, которых король назначал лично. Герцоги составляли кольцо высшей знати, окружавшей короля, их число за время существования государства достигало 35 человек. Некоторые из них, даже пользовались независимостью, как например герцоги Сполетто и Беневентума, и могли претендовать на право быть избранными королем, при отсутствии прямого наследника. Внизу социальной иерархии находились полусвободные крестьяне, рабы, и наиболее важный для существования государства класс – arimmani, представлявший собой прослойку свободных людей, обязанных служить войнами в военных походах князей и королей.

Несмотря на значительные успехи Ротари и других королей начала седьмого века нашей эры по систематизации государственного управления, в Ломбардии всё усиливалось недовольство низших слоёв населения, подогреваемое религиозными различиями и амбициями некоторых князей. Кроме того, новое вторжение Меровингов и Византийцев во время правления короля Гримоальда (662-671гг), которому также пришлось отражать вторжение аваров, принесло дополнительные трудности. Всё это послужило причиной большого восстания на севере во время правления короля Кунциперта (680-700гг), подавленного с большой жестокостью. Во время правления Ариперта I лангобарды официально приняли католичество, но процесс религиозного сближения с италийцами затянулся на десятилетия.

Волнения, характерные для королевства Лангобардов конца седьмого века определили направление его развития и в восьмом веке. Очень удачные годы правления великих королей Лиутпранда, Аистульфа и Десидериуса, как это ни парадоксально, привели к смерти государства. Первый из них, Лиутпранд, использовал к своей выгоде сумятицу, возникшую в Италии в связи иконоборчеством и позицией Византии. Противоречия возникли после указа папы Льва III об отказе от использования икон при церковных службах, и привели к отдалению Рима и Византии, которое назревало уже давно, ввиду неспособности Византии защищать интересы Рима на италийском полуострове. Лиутпранд действовал быстро, увеличивая свой контроль над Италией и расширяя свои границы за счёт Византийской империи, одновременно поддерживая отличные отношения с папой Римским. Однако его успехи принимались в Риме с большой настороженностью, и заставляли Ватикан искать союзников, способных противостоять лангобардам. Таким союзником виделось государство франков, во главе с Карлом Мартеллом, однако, последний с неохотой шёл на подобные переговоры, так как уже имел заключённый с Лиутпрандом выгодный союз.

Наследник Лиутпранда – Аистульф, был самым агрессивным и кровожадным королём лангобардов. Современные ему источники называют его “бесстыдным правителем”, проявлявшим “пагубную жестокость и зверства”. Ему почти удалось полностью подчинить себе Италию, захватив мощнейший оплот Византии – крепость Равенну. Этот победный шаг стал началом конца, так как с этого момента папский престол прилагал все усилия для заключения союза с франками против лангобардов, что ему, в конце концов, и удалось. В 750 году Пипин Короткий дважды вторгался в Италию, опустошая Ломбардию. Военная угроза принудила Аистульфа заключить соглашение, гарантирующее неприкосновенность папских владений, однако всем заинтересованным сторонам было ясно, что это лишь передышка. Нарушить данное соглашение Аистульфу помешал несчастный случай на охоте, который привёл к его гибели.

Приемник Аистульфа – Десидериус, стал последним Лангобардским королём. Его правление начиналось многообещающе, даже папа Римский поддерживал его кандидатуру, в надежде на мир. Первым делом Десидериус позаботился о прочном союзе с Каролингами, однако смерть Пипина и брожение в королевстве франков сыграло катастрофическую роль для государства лангобардов. Новый правитель франков – Карл Великий, хотя и взял в жёны дочь Десидериуса, укрепляя тем самым союз, но под сильнейшим давлением со стороны папы Адриана I вскоре отказался от этого брака, а в 773 году вторгся в северную Италию. Конец государству Лангобардов настал в 774 году, когда оно было полностью завоёвано и присоединено к растущей империи Карла Великого, который водрузил на себя Железную Корону Лангобардов. Хотя история этого королевства оборвалась, память о нём сохранена в названии большого региона на севере современной Италии – Ломбардия.

0

Архитектура Древнего Рима – памятники минувших эпох

0

Архитектура Древнего РимаАрхитектура и градостроительство эпохи республики древнего Рима развивались в три этапа. За пять столетий до н.э. (1-й этап) город беспорядочно застраивался примитивными жилищами из дерева и сырца. Местами возводились столь же примитивной формы храмы: Юпитера Капитолийского – прямоугольный, и храм Весты – круглый. В IV–III веках до н.э. начинается этап благоустройства (2-й), мостятся улицы, появляются водопровод и канализация.

Возникают и стратегические сооружения: оборонительная стена, дорога, акведуки и сточные каналы. В храмовых постройках под влиянием этрусской культуры появляются своды и арки. Ими представлена наиболее поздняя Архитектура Древнего Рима. За одну-две сотни лет до н.э. (3-й этап) уже становятся заметны элементы планирования градостроительства: элементы городского планирования: город делится на кварталы, оформляется его центр, на окраинах возникают парковые зоны. Строят уже из нового материала, прочного и водостойкого – смеси вулканического песка, щебня и известкового раствора.

Изобретение бетона делает возможным сооружать сводчатые потолки в больших помещениях, появляются новые архитектурные решения. Архитекторы Рима заимствуют опыт греков, дорийцев, ионийцев и коринфян. Появляется композитный вид ордера и ордерные аркады. Начинают появляться псевдопериптеры – храмы нового типа с высоким основанием-подиумом, глухие их стены украшены полуколоннами, фасад выполнен в виде углубленного портика. Под влиянием греков строятся театры в Риме и Помпеях, но не вырубленные в скале, а как самостоятельные сооружения, в которых вокруг арены эллипсом располагаются зрительские ряды. Жилые дома нового типа тоже внешне приобретают вид греческого жилища – комнаты прилегают к внутреннему дворику, окруженному колоннадой.

Но в отличии от греков при расположении комнат у римлян соблюдается строгая симметрия (в Помпеях это Дом Фавна и Дом Пансы). Римская знать для отдыха отстраивает загородные поместья, непременными атрибутами которых становится большой водоем, сад, гроты, беседки, фонтаны и статуи. Для торговли и правосудия Римская архитектурная традиция представляет прямоугольные здания с нефами (базилика Порциева или Эмилиева); гробницы имеют монументальный вид, как например гробница для Цецилии Метеллы; на площадях и дорогах возникают триумфальные арки, имеющие один или три пролета; примечательны банные и спортивные комплексы – так называемые термы.

0

Юлий Цезарь переходит Рубикон, 49 г. до н.э

0

Julius Caesar Crosses the Rubicon, 49 BC

Юлий Цезарь переходит РубиконПересечение небольшого ручья в северной Италии стало одним из самых ключевых событий древней истории. От него возникла Римская империя и произошла современная европейская культура

Родившись с неукротимыми политическими амбициями и непревзойденными навыками ораторского искусства, Юлий Цезарь умело направлял ход своей карьеры, дойдя до должности консула Рима в 59 г. до н.э. Когда год его службы истек, он был назначен проконсулом Галлии, где он накопил личное состояние и проявил свой выдающийся военные талант, подчинив местные кельтские и германские племена, и даже вторгнувшись в Британию.

Популярность Цезаря среди народа росла, представляя опасность для могущества Сената и Помпея, который стоял у власти в Риме. Поэтому Сенат призвал Цезаря сложить с себя обязанности и распустить свою армию, в противном случае он рисковал быть объявленным “врагом государства“. Помпею было поручено исполнение этого указа – основа для гражданской войны была заложена.

Это происходило в январе 49 г. до н.э. Цезарь находился в северном итальянском городе Равенна и должен был принять решение. Либо он подчинится приказу Сената, либо же он двинется на юг, чтобы противостоять Помпею, и тем самым ввергнуть Римскую республику в кровавую гражданскую войну. Древнеримский закон запрещал любому полководцу пересекать реку Рубикон и входить в Италию с собственной постоянной армией. Это приравнивалось к измене. Эта маленькая речка должна была открыть намерения Цезаря и отметить точку невозврата.

Жребий брошен

Светоний был римским историком и биографом. Он некоторое время служил секретарем у императора Адриана (некоторые говорят, что он потерял свой пост, потому что стал слишком близок с женой императора). Его положение давало ему доступ к привилегированным имперским документам, переписке и дневникам, на которых он основывал свои сочинения. По этой причине его описания считаются заслуживающими доверия. Мы подключимся к повествованию Светония в тот момент, когда Цезарь получил известие, что его союзники в Сенате были вынуждены покинуть Рим:

«Когда пришло известие [в Равенну, где жил Цезарь], что вмешательство трибунов, выступивших в его пользу, было совершенно отвергнуто, и что они сами бежали из Рима, он немедленно послал вперед несколько когорт, но тайно, чтобы избежать любых догадок о его замысле. Дабы создать видимость, он принял участие в публичных соревнованиях и изучал макет школы фехтования, которую он собирался строить, а затем – как обычно – сел за стол с большой компанией друзей.

Тем не менее, после захода солнца несколько мулов с соседней мельницы были запряжены в повозку. Он тронулся в путь с чрезвычайно малочисленной свитой настолько скрытно, насколько это было возможно. Стемнело. Он сбился с пути и бродил долго – но, наконец, благодаря помощи проводника, который был найден на рассвете, он прошел пешком по узким тропинкам и снова добрался до дороги. Придя со своим войском на берег реки Рубикон, которая была границей его провинции, он остановился на некоторое время, и обдумав важность шага, который он намеревался сделать, обратился к тем, кто был с ним, говоря: “Мы все еще можем отступить! Но когда мы перейдем этот мостик, – нам ничего не останется, кроме как сражаться с оружием в руках”.

Пока он колебался, произошел один инцидент. Поблизости появился человек с удивительно благородными манерами и приятной внешностью, игравший на свирели. Чтобы послушать его, не только пастухи, но и солдаты тоже пришли со своих постов и среди них было несколько трубачей. Человек схватил трубу одного из них и побежал с нею к реке, а затем, сыграв на трубе сигнал к наступлению, перешел на другую сторону. При этом Цезарь воскликнул: “Давайте пойдем туда, где предзнаменования богов и преступления наших врагов зовут нас! ЖРЕБИЙ УЖЕ БРОШЕН!

Таким образом он провел свою армию через реку, [затем] он показал им трибунов плебса, которые на время были изгнаны из Рима, пришедших к нему навстречу, и в присутствии этого собрания, призвал войска дать ему залог их верности. Слезы появились в его глазах [когда он говорил], и его одежды были разодраны на груди».

0

Марк Антоний и Клеопатра

0

Mark Antony and Cleopatra

Марк Антоний и КлеопатраСоблазнив Юлия Цезаря чтобы получить поддержку и защиту, после смерти римского диктатора Клеопатра обратила свое внимание на Марка Антония, собираясь создать с ним альянс, который смог бы противостоять Риму

После убийства Цезаря в день, называемый мартовские иды, в 44 году до н.э. в зале Сената, известного как Курия Помпея, Клеопатра безуспешно пыталась добиться признания их внебрачного сына наследником Цезаря. В конце концов ей с малолетним Цезарионом пришлось уехать в Александрию, оставив Рим разделенным между законным наследником Цезаря Гаем Октавианом и Марком Антонием.

Смерть Брута

В 42 году Октавиан и Антоний отомстили за смерть Цезаря, расправившись в Филиппах с его убийцей Марком Юнием Брутом. Затем они решили разделить полномочия: Октавиан оставил за собой западную часть, а Антоний получил восточные провинции – самые богатые из контролируемых Римом территорий – с обязательством вести против парфян войну.

Связь Антония и Клеопатры

После возвращения в Египет, Клеопатра избавилась (возможно, отравила) от своего брата-мужа Птолемея XIV и продолжила править страной вместе со своим сыном Птолемеем XV Цезарионом. В то время Египет был сильнейшей державой на Востоке, и Марк Антоний, ранее встречавший Клеопатру в Риме, пригласил ее на встречу в город Тарсус с намерением заполучить Египет себе в союзники. Царица и военачальник стали любовниками и провели вместе зиму в Александрии, где Клеопатра забеременела.

Октавия

Отношения Октавиана и Антония со времени сражения при Филлипах заметно ухудшились и чтобы как-то сохранить мир Антоний женился на сестре Октавиана Октавии в Брундизии (Бриндизи) в 40 году до н.э. Октавия родила Антонию двух дочерей, но после 37 года больше его не видела, так как он был постоянно занят на востоке.

 

Авторитет Марка Антония

На востоке влияние Марка Антония продолжало расти, процветали подвластные ему провинции, Антоний становился все более могущественным. В 40 до н.э. году Клеопатра родила ему близнецов, Клеопатру Селену II и Александра Гелиоса и он заключил с ней союз. Клеопатра вновь забеременела и в 36 году до н.э родила Антонию еще одного сына Птолемея Филадельфа.

Могущественный союз

Рим считал союз Клеопатры и Антония очень серьезной угрозой. Антоний приобрел слишком большую власть, а Клеопатре нужен был влиятельный человек, чтобы защищать ее трон. Царица не оставляла попытки добиться признания Цезариона законным наследником Юлия Цезаря, и в конечном итоге их союз мог стать достаточно опасным, чтобы бросить вызов Риму.

Антоний разводится с Октавией

В 35 году до н.э. Антоний официально расторгает брак с Октавией и женится на Клеопатре. В Александрии он создает стратегический базу, откуда он мог бы контролировать Восток. В 34 году он предпринял успешный поход в Армению, который расширил подвластные ему территории и сделал его еще более могущественным.

Рим сердится

Антоний праздновал победу над Арменией в Александрии, чем вызвал возмущение Рима. Еще больше гнева навлек на себя Антоний, после того, как разделил свои территории между их с Клеопатрой детьми. Сенат объявил Антония врагом Рима, и что он был соблазнен ведьмой. Во всех бедах обвинили Клеопатру, но худшее было еще впереди.

Последняя воля

Октавиан приказал выкрасть завещание Марка Антония, которое еще больше потрясло Рим. В нем Цезарион признавался законным наследником Цезаря, а Антоний после смерти должен быть похоронен в Александрии, а не в Риме. Его с Клеопатрой дети должны наследовать ему и править в его восточных провинциях. Антоний явно отвергал свое римское наследие и теперь рассматривался как величайший враг Рима. За это он был лишен своих римских владений, а Октавиан объявил войну Антонию и его Иноземной Царице.

Акциум

Октавиан послал флот в четыреста кораблей под командованием Марка Випсания Агриппы. 2 сентября 31 года до н.э корабли Октавиана встретили египетский флот у мыса Акциум на западном побережье Греции. Флот Антония и Клеопатры не шел в сравнение с римским флотом, и они бежали обратно в Египет только с шестьюдесятью оставшимися после сражения кораблями. Эта победа сделала Октавиана хозяином существующего мира.

Смерть Антония и Клеопатры

Войска Октавина прибыли в Александрию в 30 г. до н.э. После поражения египетской армии отчаявшийся Антоний заколол себя, бросившись на свой меч. Октавиан двинулся во дворец, где держали плененную Клеопатру. Он не желал никакого примирения, и царице не оставалось ничего другого, как последовать примеру Антония, тем самым сохранив достоинство. Существует бесчисленное множество легенд о смерти Клеопатры, но считается, что она опустила руку в корзину с ядовитой змеей.

Последняя царица Египта

Со смертью Клеопатры прекратилась династия Птолемеев, а Египет стал римской провинцией. По одной из версий сын Клеопатры Цезарион был убит, как полагают, он был задушен. Остальных детей царицы Октавиан забрал с собою в Рим, где они были отданы на воспитание его сестре Октавии. Оба царевича, по всей видимости, умерли, а Клеопатре Селене, в последующие годы он дал внушительное приданное и выдал замуж за царя Нумидии Юба II, отдав супругам провинцию Мавретанию.

0

Политик с мечом и денежным мешком — Гай из рода Юлиев семьи Цезарей

0

Гай Юлий Цезарь

Гай из рода Юлиев семьи Цезарей – ярчайшая фигура не только на фоне Рима времен революций и гражданских войн, это фигура всей мировой истории.

По происхождению, воспитанию и мировоззрению Гай Юлий Цезарь принадлежал к знатному роду патрициев, берущему свое начало, как считал он сам, от “прародительницы Венеры”.

Отец его никогда не поднимался до тех вершин власти, которые занимал сын.

Женившись на дочери Цинны, фактического римского правителя, Гай Юлий открыл себе путь к вершинам власти. Правда, следующий диктатор, Сулла, принуждает его к разводу, но Цезарь категорически отказался. Сулла лишает Цезаря жреческого сана и объявляет вне закона. От смерти Цезаря спасают только влиятельные родственники. Дело из разряда политических переходит в семейную тяжбу, что дает возможность Цезарю отправиться в Малую Азию и принять там участие в боевых действиях. Возвращается в Рим он как обладатель дубового венка за доблесть.

Затем следует участие в войне с Митридатом Евпатором, по окончании которой он избран жрецом-понтификом и военным трибуном.

 

Начинается его политическая карьера: он получает должность квестора в Риме, а по окончании срока – проквестора в Дальней Испании и Галлии. Там, как и в Малой Азии, он обзавелся сторонниками, которых весьма щедро снабжал деньгами. Следует заметить, что суммарные долги Цезаря к этому времени достигли десятков миллионов. Он должен был быть арестован, но за него поручился тогдашний его союзник и самый богатый римлянин Марк Красс, и Цезарь получает возможность отбыть в любимую им Испанию. Бесчисленные испанские войны и конфликты, и непомерные контрибуции, которыми он облагал побежденных, дали ему возможность обогатиться.

В 55-54 годах до н. э Цезарь предпринимает поход на Британию, необходимый для окончательного покорения Галлии. Бритты в значительной степени поддерживали галлов и их необходимо было сокрушить.

Далее он вступает в союз с Помпеем. Триумвират проводит ряд законов, по которым их ветераны получают земли в Риме и провинциях. Из Рима Цезарь едет в объятую волнениями Гельвецию и там не только усмиряет восстание, но и устраивает беззастенчивый грабеж провинции. Вспыхивает восстание в Галлии под предводительством Верцингеторикса – Цезарь там. Он одерживает одну из самых блестящих своих побед – под Алезией. Он грабит галльские города, а сотни тысяч восставших продает в рабство.

В его отсутствие Красс погибает. Помпея избирают консулом “без коллегии”. Цезарь переходит Рубикон и возвращается в Рим. Начинается война помпеянцев и цезарианцев. Цезарь в ней побеждает. Воинам Помпея Цезарь дарует жизнь и свободу. Число его сторонников растет. Помпей гибнет в Египте, а Цезаря назначают диктатором.

В Египте Цезарь провел некоторое время в обществе тамошней царицы Клеопатры, которой он помог утвердиться на троне. Они совершили путешествие вверх по Нилу, по итогам которого Клеопатра родила сына Цезариона.

Цезарь одерживает победы в Понте, Африке и снова в Галлии. После битвы при Зеле, Где он одержал победу над Фарнаком, сыном Митридата Евпатора, Цезарь отправляет в Рим свое знаменитое послание, состоящее из трех слов: Veni, vidi, vici (пришёл, увидел, победил). Он делает мятежную Нумидию римской провинцией. Возвратившись, он празднует свой “четвертной триумф” – за Галлию и Понт, Египет и Нумидию.

Цезерь на вершине славы и власти. Обаяние его личности пробило путь к нам через два тысячелетия. Но именно в этот момент и был составлен заговор с целью его убийства.

0

Нефертити – царица египетская

0

Queen Nefertiti of Egypt

НефертитиНефертити поднялась из безызвестности, чтобы стать женой фараона, со-основателем религии, “Делателем Королей”, а затем практически исчезла из истории

Ранняя жизнь

Имя Нефертити означает “Красавица пришла”. Она, как полагают, была дочерью военачальника по имени Эйе (Ай, Хайа), который позже сам стал фараоном, и его жены Тии. Эйе, хотя и родился простолюдином, поднялся вверх по служебной лестнице и стал главным советником фараона Эхнатона. Его прекрасную дочь заметил фараон, и взял ее себе в жены и сделал ее Великой Царицей или Главной Женой фараона (в Древнем Египте – титул главной царицы в окружении фараона).

Царица Египта

Точная дата вступления Нефертити в брак с Эхнатоном (тогда известным как Аменхотеп IV), как полагают, около 1350 г. до н.э. Известно, что у них было шестеро детей. У фараона также был сын и от другой жены, Кии, который впоследствии станет фараоном Тутанхамоном.

В 1346 г. до н.э. Аменхотеп IV ввел поклонение ранее незаметному на египетском пантеоне богу Атону, имя которого олицетворяло солнечный диск. Нефертити играла большую роль в этой религиозной революции. Фараон начал строительство новой столицы, которая будет названа в его честь, а годом позже сменил свое имя на Эхнатон («Действующий дух Атона») в честь своего бога, и в доказательство своей преданности божеству.

На седьмом году его правления строительство новой столицы близилось к завершению, и средоточие власти из Фив было перенесено во вновь построенный город. Строительство города Ахет-атон, посвященного религии царственной пары, было закончено в 1341 г. до н.э. В городе расположены некоторые из самых величественных храмов древнего Египта. С течением времени власть Нефертити значительно возросла. Как соправителем фараона она в то время, по мнению многих историков, являлась самой влиятельной женщиной на Земле.

То, что Нефертити заняла видное положение, может быть частично связано с одержимостью мужа богом Атоном и его пренебрежением делами государства. Проблемы на северной границе, в Ханаане (Палестине), и войны между союзниками Египта были в значительной степени проигнорированы. Войска, в конце концов посланные фараоном в Ханаан, принесли в Египет чуму. Чума стала пандемией и привела к гибели множества людей в новой столице Ахет-атоне и к убеждению, что боги отвернулись от фараона.

Фараон Нефернефруатон

После смерти Эхнатона в 1334 или 1336 г. до н.э., Нефертити взошла на престол. Ее приемному сыну, Тутанхамону, было в то время всего 9 лет, и царица приняла имя Нефернефруатон. Как фараон Нефертити, как полагают, отказались от религии Атона и перенесла столицу обратно в Фивы, чтобы выслужиться перед народом и влиятельными священниками. Она провела оставшееся ей время в обучении ее дочери, сегодня известной как Анхесенамон, и пасынка Тутанхамона в старой религии и в подготовке их к управлению Египтом.

Существует теория, что Нефертити была все еще жива в течение первых лет царствования Тутанхамона, и что она оказала на него значительное влияние.

Нефертити таинственно исчезает из исторических записей и никогда вновь больше не упоминается после 1336 г. до н. э. Наиболее популярной является теория, что она умерла от чумы, которая в то время охватила Египет. Ее гробница в Долине царей не была завершена, и ее мумия не была найдена. Она просто перестала быть силой в египетской истории, но память о ней живет в скульптурах, рельефах и панегириках.

0

Битва у Мульвиева моста

0

The Battle of the Milvian Bridge

Император Константин одержал свою главную победу 28 октября 312 года

После отречения от престола императора Диоклетиана, в 305 году, римские императоры (августы и цезари), начали борьбу за власть. Среди них был и Флавий Валерий Константин, известный в истории как Константин I Великий. В 306 армия провозгласила Константина императором, а приемник Диоклетиана – Галерий, назначил его цезарем (младшим императором) западной части Римской империи. Во власти Константина находилась Британия и Галлия, а его шурин, Максенций, захватил Рим и всю Италию, развязав войну с Галерием.

Галерий умер в 311 году и в начале следующего года, Константин вторгся в Италию, и разгромив силы Максенция у Турина и у Вероны, направился на Рим. Максенций принял вызов, но был уничтожен около Мульвиева моста, проходящего через Тибр и ведущего в Рим. Эта победа положила начало серии последующих побед Константина, и в 324 году он стал единовластным правителем Римской империи. Но больше всего Константин известен тем, что придал христианству особый статус и это стало одним из самых важных событий мировой истории.

События тех лет описал Евсевий Кесарийский, библеист и историк, написавший также первую биографию Константина, вскоре после его смерти. Евсевий был хорошо знаком с императором, и по его словам, эту историю ему рассказал сам Константин. Константин был язычником, верующим в Бога солнца (Sol Invictus). Однако перед битвой у Мульвийского моста, он, вместе со своей армией, увидел в небе огненный крест над солнцем, со словами на греческом, переведенные на латынь как In hoc signo vinces (у нас принято переводить как Сим победиши). В ту же ночь Константину приснился Христос, который посоветовал использовать этот знак против врагов. Император был настолько впечатлен, что начертал крест на щитах своих солдат и, одержав ошеломительную победу у Мульвийского моста, связал это с божественным видением Христа.

 

Эта версия считалась официальной на протяжении многих веков, но современные историки, относящиеся скептически ко всякого рода видениям, сомневаются в ее правдивости. В более ранних источниках, датирующихся 313 годом, нет ни слова о пророческом видении или сне. Там лишь сказано, что Максенций выстроил свое войско на берегу Тибра. Он сам разрушил мост, но в случае поражения, мог вернуться в Рим через понтонную переправу, сделанную из связанных между собой лодок. Когда кавалерия Константина атаковала армию Максенция, последние принялись бежать к переправе, однако лодки начали переворачиваться, и многие солдаты, включая самого Максенция, утонули. Отрубленная, и насаженная на острие копья голова Максенция Константином и его войском была доставлена в Рим.

Согласно другим, более ранним источникам (за 2 года до битвы), написанным христианским апологетом Лактанцием, который некоторое время входил в число приближенных императора. Константин действительно видел сон, в котором ему было велено начертать небесное знамение на щитах своих солдат. Именно так он и сделал, нанес знак (какой именно неизвестно) на щиты и вопреки здравому смыслу, связал одержанную победу с Иисусом Христом. В 315 году Римский сенат посвятил Константину триумфальную арку (которая изначально могла быть построена для Максенция), с восхваляющей надписью, что победа была одержана им “с божьей помощью”. С помощью какого именно Бога была одержана победа, указано не было, поэтому каждый римлянин мог отнести это к тому богу, в которого он верил.

Что не поддается сомнению, так это то, что Константин стал верующим христианином, активно пропагандирующим религиозную терпимость. Диоктелиан и Галерий подвергали христиан гонениям, но в 311 году Галерий провозгласил свободу вероисповедания, а в 313 году был издан Миланский эдикт, дающий право свободного перехода в христианство любому желающему. Константин поднял христианство на новый уровень и дал христианским священникам такие же привилегии, как и языческим жрецам. Он научил своих солдат уважать день солнца – Воскресение (Sunday), который также являлся днем отдохновения у христиан, и к 323 году 25 декабря, считавшееся прежде днем рождения Римского Бога солнца (Sol Invictus), стало днем рождения Христа.

Император стремился устранить теологические разногласия среди христиан и в 325 году он лично присутствовал на Никейском Соборе, на котором были определены и установлены основные доктрины христианства. При Константине были построены великолепные церкви, включая собор Святой Софии в городе Византии, новой столице империи, переименованной позже в Константинополь. Когда в 337 году Константин умер, Христианство находилось на пути становления официальной религией Римской Империи, а Константин считал себя 13-м апостолом Иисуса Христа.

0
Авторизация
*
*
Генерация пароля