Домой Войны Эпоха крестовых походов: правда и мифы

Эпоха крестовых походов: правда и мифы

0
459

Life in the Crusades
Жизнь в Крестовых походах Крестовые походы романтизированы в фильмах и книгах, но правда состоит в том, что это была серия продолжительных войн, где погибло множество людей
Святая Земля расположена между рекой Иордан и Средиземным морем, и на большей части ее расположены Израиль и Палестинские территории. Это обширное пространство имеет большое религиозное значение, как для мусульман, так и для христиан, а в сердце конфликта находится Иерусалим. Для христиан – это место распятия Иисуса на кресте и место, где находится его храм. Для исламской же религии это “Самый дальний Храм”, куда Мухаммед путешествовал во время своего “Ночного Путешествия”. У каждой стороны были глубокие религиозные причины, чтобы желать управлять Святой Землей.

Причины крестовых походов

Мусульмане придают особое значение Иерусалиму из-за двух важных мест. Это мечеть аль-Акса – то место, куда Мухаммед, как предполагалось, был перенесен во время Мираджа, Ночного Путешествия в Иерусалим. Это также место, где находится мечеть Куббат ас-Сахра или Купол Скалы, откуда Мухаммед поднялся на небеса.

Христиане полагают, что Святая Земля – это место для “богоизбранных”. Это было место Иерусалимского Храма где Иисус творил чудеса, и где он был замучен. Путь, который Христос прошел до места своего распятия на кресте, – Виа Долороса или “Путь Скорби”, является местом религиозного паломничества для христиан даже в настоящее время.

Первый крестовый поход

Крестовые походы начались в 1095 году по призыву Папы Римского Урбана II об освобождении Святой Земли от мусульман. За Первым успешным Крестовым походом последовала серия других. Результаты военных кампаний колебались от больших триумфов до печальных поражений, а власть переходила то к мусульманам, то к христианам.

Христиане столкнулись со многими трудностями во время сражений и независимо от результата каждой кампании, жизнь крестоносца была одинаковой. Дни были долгими и изнурительными. Воины хорошо знали, что такое голод, страх и боль. Но вера делала их сильными перед лицом несчастий.

После того, как начались Крестовые походы проповедники также начали проводить кампанию среди людей, чтобы поднять их против мусульман, которые представлялись им дикими людьми, чуждыми Богу. Они подталкивали народ присоединиться к Крестовым походам, взять в руки оружие ради Бога и стать одним из “Христова Воинства”. Целью было освобождение Святой Земли из грабительских рук мусульман.

Лидеры

Крестоносцы не имели лидера, которому бы они верили, и не доверяли церковникам, которые отправились с ними в поход. Они не имели никакого формального соглашения с Византийской Империей и не знали, союзники они или враги. Непонятные условия похода привели к недоверию и делению крестоносцев на группировки, которые иногда боролись между собой.

Разные лидеры вели своих воинов различными маршрутами, которые сходились в Константинополе. Некоторые шли по морю, в то время как другие двигались по суше вдоль Адриатического моря. Поскольку крестоносцы шли на восток, к ним присоединялись тысячи людей, от крестьян до рыцарей.

Мало кто знал, чего им ожидать после того, как они оставили безопасность и комфорт своих домов и семей. Они не были подготовлены к трудностям длинного и опасного перехода из Константинополя через неприветливый пейзаж по территории, которая сегодня принадлежит Турции. Многие умерли от голода, утомления и истощения в долгом походе.

Первый крестовый поход

Гигиена, нехватка еды и болезни были основными факторами, влиявшими на здоровье воинов. Хоть они и охотились вдоль дороги к Святой Земле, но все равно для десятков тысяч воинов еды не хватало, и многие стали красть еду и припасы. Это привело к еще большему разделению и фракционности. Несмотря на эти проблемы, взятие Иерусалима было кровавой победой – множество жителей города погибло вместе с воинами с той и другой стороны.

После победы в Иерусалиме большая часть крестоносцев была готова вернуться домой, но иные из них обнаружили, что Святая Земля богата. Они добивались установления постоянного христианского присутствия, так же, как и насаждения христианской военной культуры. Они полагали, что постоянное представительство власти могло помочь им сколотить состояние.

После того, как было основано Иерусалимское королевство и три других государства крестоносцев – графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса – крестовые походы усилились. Те, кто пытались держать контроль над Иерусалимом, зависели от воинов и ресурсов с Запада. К сожалению, большая часть помощи поступала только во время открытых конфликтов, но постоянные войны изнуряли людей.

К борьбе добавлялось личное соперничество, которое они перевели в ссоры между фракциями. Трения, вместе с европейской ревностью и напряженными отношениями, в дальнейшем разделили государства крестоносцев и ограничили единую политику среди государств.

Нехватка продовольствия и напряжение постоянной войны стали вызывать надломы в государствах. Они не были подготовлены иметь дело с объективными реальностями войны, такими, как необходимость рекрутирования и содержания верных солдат. Потери были большими, а дух воинов начал падать. Некоторые из них были вдали от дома и семей в течение многих месяцев, а кто-то и в течение многих лет. Для воинов было трудно сохранять тот же уровень энергии, с которой они прибыли в Святую Землю.

Новые походы

Мусульмане полагали, что восстановить власть над Иерусалимом можно было только военным путем. Перейдя в наступление, в 1144 году они вернули себе Эдессу. Эта потеря отметила начало конца христианских воинов, державшихся за Святую Землю.

Когда новости о падении Эдессы достигли Европы, Папа Римский Евгений III призвал к следующему крестовому походу. Большинство солдат погибло еще до того, как они достигли Святой Земли. Те, кто добрался до города Эдесса, не смогли взять его. После неудачи со Вторым Крестовым походом крестоносцы с трудом могли вообразить, что будет в дальнейшем.

Крестоносцы держались только за счет контроля над Иерусалимом, но смогли удержать его только до 1187 года, когда мусульманский султан Саладин сокрушил их армию и захватил город. Борьба стала более политизированной – заключались сделки, дабы христиане могли иметь доступ к Иерусалиму. Только дипломатия смогла зайти так далеко, а потребность во власти и управлении победила.

В 1199 году вновь был брошен призыв к крестовому походу для возвращения Иерусалима, но сделано это было для получения политической выгоды. Сражений с мусульманами не происходило, а сам крестовый поход никогда не угрожал их власти. Все последующие крестовые походы не были массовыми предприятиями. Незначительные беспорядочные усилия были слишком малы для восстановления контроля над Иерусалимом. Было предпринято какое-то количество малых войн, но без политической и военной поддержки, нужных для достижения больших результатов, Крестовые походы были недолгими.

Тяжелые чувства и распри все еще существуют между мусульманами и христианами, а Святая Земля все еще имеет существенное религиозное значение для обеих сторон.

Хроники крестовых походов

Когда крестоносцев брали в заложники, очень важны навыки ведения переговоров. Эти навыки, несомненно, проявились во время Седьмого крестового похода (1248–1254 гг.).

Седьмой крестовый поход, инициированный, возглавляемый и в значительной степени финансируемый королем Франции Людовиком IX, был одной из самых сложных с точки зрения логистики экспедиций на Востоке. Хотя вначале были большие обещания, все закончилось неудачей.

Действия Людовика IX во время крестовых походов были задокументированы его близким другом Жаном де Жоанвилем, который принимал участие в большинстве переговоров и принятии решений. Жуанвиль поведал одну из самых ярких и интересных историй в истории крестоносцев: он одержим деталями, наделен невероятной фотографической памятью и страстно увлекается одеждой. Вдобавок ко всему, он едва скрывал любовь к жене Людовика IX, королеве Маргарет Провансальской, которая также принимала участие в кампании.

Хроники крестовых походов

Большинство хроник крестовых походов предлагают своей аудитории бесчисленные истории об индивидуальном мужестве и самопожертвовании. Джоанвиль делал именно это, но также описывал короля, который боролся с приступом дизентерии настолько серьезно, что проделал в штанах дыру.

После обреченной экспедиции вверх по Нилу с целью захвата города Мансура крестоносцы попытались отступить к Дамиетте, но были вынуждены сдаться. Группа Джоанвилля понимала, что другого выхода нет, и они должны сдаться. Один из крестоносцев в группе, по-видимому, посчитал это актом трусости и выступил с утверждением, что вместо того, чтобы сдаться в плен, им всем следует погибнуть и отправиться в рай. Жуанвиль откровенно заявил, «но никто из нас не прислушался к его совету».

Попав в заложники, Жуанвиль сделал все, что мог для спасения своей жизни: он стал родственником мусульманина, солгал похитителям, что он кузен короля, и сфабриковал отношения с императором Фридрихом II и цитировал Саладина, когда ему это было удобно («никогда не убивай человека, поделись с ним хлебом-солью»).

В конце концов, умелые переговоры королевы Маргариты спасли их: она передала Дамиету мамлюков в обмен на жизнь ее мужа, а Луи заплатил 400 000 фунтов стерлингов, чтобы освободить армию.

Женщины в крестовых походах

Принимали ли женщины активное участие в битвах во время крестовых походов? Это очень спорный вопрос. Бытует мнение, что попадая под перекрестный огонь, женщины не раздумывая брались за оружие и надевали доспехи.

Хотя есть свидетельства того, что трупы латиноамериканских женщин в доспехах были замечены среди погибших на поле боя, историки сомневаются, что вряд ли ценная военная техника «растрачивалась» на женщин, которые скорее всего не прошли военную подготовку. Однако, в безвыходных ситуациях, независимо от того, заинтересованы женщины в битвах или нет, им просто нужно защищаться.

Поэма Томаса Беверли о деяниях его сестры Маргарет дает представление о борьбе преданной женщины. Маргарет совершила паломничество в Святую Землю и была в Иерусалиме, когда он был осажден Саладином в 1187 году. В стихотворении говорилось, что ей удалось воспользоваться нагрудником, но из-за отсутствия шлема ей пришлось импровизировать с котлом!

Медицина у крестоносцев

Во время крестовых походов медицинские знания ценились высоко и были одной из ключевых точек соприкосновения восточной и западной культур.

Книга созерцания Усамы ибн Мункида

Мемуары Усамы ибн Мункида (1095-1188), «Книга созерцания» – это кладезь информации о повседневной жизни на Святой Земле и включают множество историй (некоторые серьезные, другие не совсем) о различных формах культурного обмена между латинскими крестоносцами и местными жителями.

Было бы справедливо охарактеризовать Усаму как человека, «рожденного» крестовыми походами. Он родился 4 июля 1095 года и прожил долгую жизнь, полную приключений, бок о бок с жителями Иерусалимского Латинского королевства.

В одной из своих историй Усама рассказывал о шайзарском мастере по имени Абу аль-Фат, чей сын страдал золотухой (туберкулезная инфекция лимфатических узлов на шее).

Медицина у крестоносцев

Когда Абу аль-Фат находился в Антиохии в деловой поездке со своим сыном, один франк заметил на шее мальчика раны и предложил им лекарство.

Хотя анонимный мужчина, казался, искренне мотивированным своим желанием вылечить мальчика, он также захотел сохранить «авторство» своего лекарства: Абу аль-Фат должен был поклясться своей религией, что не будет зарабатывать деньги на тех, кто лечит с помощью света. И похоже, что это лекарство действительно было новым для мусульман, и, поскольку ему удалось вылечить сына Абу аль-Фата, этот успех обеспечил его дальнейшее распространение.

Лекарство было передано Усаме, который рассказал нам, что сам использовал его при лечении нескольких больных. Через его мемуары препарат попал к будущим поколениям.

Суп из улиток Гвидо да Виджевано

Некоторые медицинские советы крестоносцев включали не очень аппетитные лекарства. Например, анатом и королевский врач XIV века Гвидо да Виджевано предложил суп из улиток в качестве противоядия от отравления аконитом.

В 1335 году Виджевано написал текст (Texaurus Regis Francie), призывающий короля Франции Филиппа VI начать новый крестовый поход. В текст включены технические планы, чертежи осадных машин и колесницы с ветряной тягой, а также медицинские советы, в том числе вышеупомянутое средство от отравления аконитом (самакитка, ежевика), что, хотя это звучит и неприятно, но на самом деле гениально.

Аконит – очень ядовитое растение, и мусульмане использовали его как оружие во время крестовых походов.

Почему улитки? Виджевано заметив улиток, питающихся листьями аконита, и задумался, как это можно использовать. Он собирал и варил из улиток суп, который сначала испытывал на животных. Достигнув удовлетворительных результатов, он принял немного аконита и попробовал собственное лекарство.

Виджевано с гордостью сообщил, что, хотя первые две дозы вызвали у него рвоту, с третьей дозой он уже избавился от яда. К сожалению, он не стал предлагать проходить этот неприятный процесс остальным, поскольку крестовый поход Филиппа VI провалился.

Рекомендуем также:
0

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Авторизация
*
*
Генерация пароля